В соответствии с поручением губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского в Иванове продолжается широкое общественное обсуждение для разработки проекта реконструкции основной транспортной магистрали города Иваново – улицы Лежневская. Очередная встреча с ивановцами состоялась 17 декабря.
Напомним, Станислав Воскресенский поставил задачу привлечь общественность к обсуждению уже на этапе проектирования. «На что я хочу обратить внимание. В первую очередь, людям должно быть удобно. Я прошу коллег обязательно собрать обратную связь, перед тем как приступить к реализации проекта. Важно всё сделать по уму и правильно, поскольку реконструкция делается на десятилетия», – сказал глава региона.
Для исследования общественного мнения Центр территориального развития Ивановской области совместно с администрацией города Иваново в ноябре организовали опрос жителей. Как рассказала, директор Центра София Познанская, онлайн его прошли более 2500 человек, еще около пяти тысяч ивановцев ответили на вопросы анкеты во время очных встреч. Одна из задач исследования – сформулировать «запрос» ивановцев на изменения, необходимые для того, чтобы улица Лежневская стала безопасной, комфортной и современной. Сейчас, как показали результаты опроса, эта магистраль и прилегающие к ней улицы горожане оценивают как шумные и небезопасные. Кроме того, люди перемещаются по улице Лежневской либо только по делам, либо потому, что проживают в этой части города, а для досуга, прогулок горожане считают улицу совсем не подходящей. София Познанская отметила, что среди пожеланий жителей, который выявил опрос, – благоустройство прилегающих улиц, озеленение Лежневской, создание вдоль магистралей социокультурной среды, развитие велоинфраструктуры, повышение безопасности для всех участников движения.
Организация дорожного движения в нынешнем его виде на улице Лежневская – одна из ключевых проблем, которую выявил опрос. Согласно данным статистики, Лежневская – самая аварийно-опасная трасса в городе, за четыре года здесь произошло 232 ДТП, в которых пострадали 339 человек. Это очень высокий показатель. Большая часть серьезных ДТП связана с выездом на встречную полосу и превышением скорости.
О проектных решениях, предлагаемых для реконструкции улицы Лежневская в части организации безопасного дорожного движения рассказал начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрий Вавринчук. Он подчеркнул, что все предложения направлены на решение этой ключевой задачи. Причем важно, чтобы было безопасно и автомобилистам, и пешеходам, и велосипедистам. В связи с этим в основу проекта лег принцип разведения потоков. В рамках этой концепции предлагается сохранить существующее количество полос – 2-3 полосы основного хода в зависимости от участка – и выделить отдельные безопасные полосы под левый и правый повороты. Дмитрий Вавринчук обратил внимание, что ширина полос проектируется в соответствии с требованиями ГОСТа, заужений не допустят. Предусмотрена организация дополнительных парковочных пространств, в целом их планируется существенно больше, чем сейчас.
На Лежневской предполагается организация островков безопасности для разграничения встречных потоков и исключение встречных столкновений. Это решение также будет способствовать успокоению движения на городской магистрали. Дмитрий Вавринчук напомнил, что в Иванове за последний год смертность при ДТП сократилась в три раза. Этого результата удалось достичь благодаря комплексному подходу к обеспечению безопасности, в том числе обустройству островков: эти сооружения показали свою эффективность в городе, а в пользу такого решения также говорит общемировая практика.
Кроме того, как напомнил Дмитрий Вавринчук, в прилегающих к улице Лежневская кварталах проживает порядка 80 тысяч человек, здесь расположены многочисленные объекты социальной инфраструктуры, соответственно на улице Лежневской достаточно высокая интенсивность движения пешеходов, и этот факт также важно учитывать при проектировании.
Еще одно преимущество островков безопасности – возможность создать комфортную городскую среду. Для этого на островках безопасности предлагается высадить деревья. «На островках безопасности высаживаются достаточно высокие деревья, их кроны расположены значительно выше уровня обзора водителя, и таким образом опасности с точки зрения автомобилистов не создадут. В местах расположения пешеходных переходов деревья высаживаться не будут», – сказал Дмитрий Вавринчук.
Глава города Иваново Владимир Шарыпов также обратил внимание, что используемый комплексный подход к обеспечению безопасности дал результат. «Инженерные решения: камеры, островки безопасности и другие меры работают, смертность на дорогах города уже снизилась в три раза. Наша задача вместе с департаментом дорожного хозяйства и транспорта и с ГИБДД достичь нулевых показателей по ДТП с тяжкими последствиями для здоровья людей», – подчеркнул он.
В части организации дорожного движения проект проработан экспертами и согласован с сотрудниками ГИБДД. Так, начальник управления ГИБДД УМВД России по Ивановской области Роман Головкин сообщил, что проект разработан в соответствии с требованиями ГОСТ. Он отметил, что островки безопасности – это необходимое инженерное решение, которое разграничит встречные потоки транспорта. «Минусов я не вижу. На островках безопасности имеется возможность разместить дополнительные информационные материалы, например, дублирующие светофоры, сейчас на улице Лежневской это сделать невозможно», – добавил Роман Головкин. Он также констатировал, что высадка деревьев на островках безопасности препятствовать движению транспорта и закрывать обзор водителям не будет.
Ландшафтный дизайнер, инженер садово-паркового и ландшафтного строительства Светлана Сердюк подтвердила, что выбранный сорт деревьев – липа мелколистная сорта Гринспаер (именно он высажен на улице Лежневская на участке от въезда в города до пересечения с проспектом Текстильщиков) – не закрывает обзор автолюбителям. Она сообщила, что эти деревья полностью сформированы в питомнике, где многократно проводилась формирующая обрезка. За счет этого крона деревьев начинается на высоте более трех метров и направлена строго вверх. Таким образом, обзор для пешеходов и водителей полностью открыт. Светлана Сердюк рассказала, что применяемая технология посадки в больших открытых контейнерах будет гарантировать сохранность дорожного полотна. Она также остановилась на вопросах содержания островков. По ее словам, уже есть опыт работы на круговых развязках на региональных трассах, зеленые насаждения для защиты от антигололедных реагентов отсыпаны корой, которая является абсорбентом, а стволы деревьев закрыты тростниковыми матами. Для ухода за растениями летом достаточно регулярно их поливать и подкармливать удобрениями.
Присутствующие на встрече жители города также высказались за организацию островков безопасности и их озеленение. Так, по мнению Сергея Зимина, это создаст комфорт для жителей и гостей города. В поддержку зеленых насаждений высказалась также председатель совета Ивановского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Светлана Сёмушкина. Она обратила внимание, что ширина улицы позволяет это сделать без ущерба для безопасности водителей и пешеходов. При этом она обратила внимание, что экология города от этого решения только выиграет.
Кандидат технических наук, преподаватель кафедры транспорта и автомобильных дорог Ивановского государственного политехнического университета Владимир Кузьмин высказал мнение, что предложенные проектные решения оптимальны для сложившейся городской застройки. «Проектировщики приложили максимум усилий, чтобы разделить потоки пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Мы во главу угла должны ставить безопасность движения. И чтобы добиться этого, нужно обустраивать островки безопасности», – заключил он.
Напомним, что проект реконструкции улицы Лежневская предполагает не только решения в части дорожного движения, но и благоустройство прилегающих территорий. Это отмечали и жители, проходившие опрос. На встрече тему благоустройства продолжили. Так, директор школы № 56 Елена Ситнова выступила с предложением благоустроить сквер у памятника прославленному полку «Нормандия-Неман». Сейчас сквер разделяет дорога по улице Летчика Лазарева. Елена Ситнова высказалась за то, чтобы убрать это разделение, чтобы сквер стал единым и тем самым более безопасным. Также педагог обратила внимание, что сквер у школы №56 – единственный на всем протяжении улицы Лежневская. По ее мнению, таких зеленых зон для отдыха должно быть несколько.
В завершение встречи глава города Иваново Владимир Шарыпов поблагодарил участников за результативный диалог. Он сообщил, что прозвучавшие предложения возьмут в проработку в администрации. Владимир Шарыпов также подчеркнул, что обсуждение проекта реконструкции продолжится, отдельно его обсудят с предпринимателями.