Скорректировать обучающие программы в учреждениях профобразования с учетом потребностей конкретных предприятий до 1 сентября 2022 года – такую задачу поставил губернатор Станислав Воскресенский в ходе совещания по вопросам кадрового обеспечения организаций региона.
«У нас по официальным данным 60% выпускников колледжей трудоустраиваются по специальности. Нас не может это радовать, цифра должна быть гораздо выше. И для этого все колледжи - я уже неоднократно об этом говорил, мы с рядом присутствующих компаний именно так стараемся работать - должны прямую связь иметь с будущим работодателем. Чтобы программы, где надо - скорректировать, чтобы работодателям не приходилось тратить время и деньги на переучивание, и ребята сразу, что называется, с колес приходили на работу подготовленными», - сказал губернатор.
«Не только в Ивановской области, у нас по всей стране предприятия жалуются, что ребята приходят из колледжей зачастую не подготовленными. Как это исправить? Только одним способом – чтобы обучающие программы сразу были ориентированы на потребности ведущих предприятий. Если технологии меняются, ребята должны об этих технологиях знать и ими владеть», - пояснил глава региона.
Работа по адаптации образовательных программ в организациях профобразования под потребности предприятий начата в Ивановской области полтора года назад. На примере завода «ИМЗ Автокран» о результатах проведенной работы в сфере машиностроения рассказал руководитель машиностроительного кластера Ивановской области Игорь Кульган. У завода заключено четыре соглашения с профильными колледжами, шесть колледжей направляют студентов на практику на «ИМЗ Автокран», кроме того, предприятие готово проинвестировать 500 тысяч рублей в организацию специализированной площадки для прохождения практики. Только в прошлом году практику прошли порядка ста студентов, однако по окончании колледжа прийти на работу на предприятие решили всего 10 человек, пять из них не смогли пройти собеседование. Уровень подготовки был низкий – считает Игорь Кульган. По его мнению, это проблема не только образовательной организации, но и недостаток работы по профориентации, которая должна начинаться со школы. «Наверное, еще недостаточно времени прошло, чтобы говорить о качественных изменениях, но работу надо продолжать. В том числе, более активное участие должно быть самих предприятий - с посещением школ, колледжей, с объяснением того, какие профессии предлагаются, сколько зарабатывать могут люди», - сказал Игорь Кульган. Еще одна задача – согласование и оперативное внесение изменений в образовательные программы.
«С 1 сентября все программы колледжей, которые связаны с нашими предприятиями, должны быть согласованы предприятиями», - поставил задачу Станислав Воскресенский. «Давайте это сделаем. Мы начали эту работу, но пока не довольны результатами. Надо менять программы оперативно. Каждый год происходят технологические изменения, появляется другое оборудование. Надо постоянно реагировать», - отметил глава региона. «Мы это делаем ради того, чтобы ребята, которые сейчас учатся, приходили на предприятия подготовленными, получали сразу нормальные зарплаты, и не приходилось их переучивать. Это же в интересах наших ребят, больше 20 тысяч человек учатся в колледжах. Они должны понимать, где они будут работать и сколько получать, должны быть уверены, что владеют для этого всеми необходимыми навыками. Технологии постоянно меняются, колледжи должны руку на пульсе держать, а помогать им в этом должны наши предприятия», - подытожил Станислав Воскресенский.
Губернатор сообщил, что два колледжа региона стали победителями конкурса Минпросвещения России. «В этом году два наших колледжа – Шуйский многопрофильный колледж и колледж Политехнического университета получат гранты по 100 миллионов рублей. Они участвуют в федеральном проекте «Профессионалитет» и смогут обновить материально-техническую базу», - рассказал Станислав Воскресенский. Федеральные гранты направлены на развитие образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций среднего профессионального образования и организаций реального сектора экономики.
Как сообщил директор политехнического колледжа ИвГПУ Андрей Никонов, в проект будут вовлечены другие колледжи Ивановской области, школы, а также индустриальные партнеры. «Уже в этом году мы планируем начать адресную подготовку кадров для наших индустриальных партнеров, которые вошли в проект и гарантировали его софинансирование в размере более 21 миллиона рублей», - отметил он. Руководитель колледжа рассказал, что в новом учебном году планируется набрать 390 абитуриентов, 210 человек из них – в рамках нового проекта «Профессионалитет». Молодежь будут готовить по самым востребованным профессиям: швея, конструктор-технолог швейного производства, отделочник текстильного производства и другим. Основная особенность проекта - участие бизнеса в управлении колледжем, будет создана управляющая компания на правах коллегиального органа, обновлена материально-техническая база колледжей – участников проекта в Иванове и Шуе. Планируется направить не менее 110 млн рублей на капитальные ремонты площадок, не менее 110 млн рублей инвестировать в их оснащение. Все образовательные программы ориентированы на запросы и стандарты работодателей, студентам гарантируется трудоустройство в регионе.
Добавим, одна из задач проекта «Профессионалитет» - сократить сроки обучения, поскольку работодатели заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее получить специалистов. Вторая составляющая - изменить содержание программ. Эти задачи планируется отработать в кластере легкой промышленности на базе двух колледжей и далее транслировать этот опыт на другие отрасли и на другие образовательные организации.
В ходе совещания подняли вопросы трудоустройства выпускников. Как сообщила начальник департамента образования региона Ольга Антонова, выпуск студентов профессиональных образовательных организаций Ивановской области в 2021 году составил 4758 человек, из которых 2831 человек, или 59,5% трудоустроились по полученной профессии, в том числе 2463 человека (87%) работают на территории региона. 1261 человек (26,5%) после окончания учебного заведения проходят службу в Вооруженных Силах РФ. Как отметила Ольга Антонова, доля выпускников, которые трудоустроились по полученной профессии, в Ивановской области чуть ниже среднероссийского показателя. Однако есть образовательные организации, в которых этот показатель гораздо выше. Так, например, в Ивановском железнодорожном колледже он составляет 73%. «Это тот случай, когда запросы работодателей удовлетворяются почти полностью не только в количестве, но и именно в качестве, потому что учебная база позволяет уже готового специалиста направлять на рабочие места», - отметила Ольга Антонова.
Добавим, совещание по вопросу кадрового обеспечения предприятий прошло на базе Ивановского железнодорожного колледжа, где обучаются более 600 студентов по десяти профессиям и специальностям. В 2020-2021 годах в колледже создано две мастерских в соответствии с требованиями WorldSkills Russia по компетенции «Управление локомотивом». Приобретено два тренажера по управлению локомотивом и управлению автоматическими тормозами локомотива, закуплено оборудование для организации площадки по компетенции «Обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики». В 2022 году от РЖД колледжу передан в безвозмездное пользование тренажерный комплекс. Заключены договора о долгосрочном сотрудничестве образовательного учреждения с предприятиями системы ОАО «РЖД», в том числе задействованными в организации движения поездов «Орлан» и «Ласточка».