75NUMG32

Любовь Яковлева. Выступление на заседании правительства 25.10.2017

Уважаемый Станислав Сергеевич!
Уважаемые члены Правительства, участники заседания!


Проект закона «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ивановской области «О бюджетном процессе» на основании данных бюджетного прогноза на долгосрочный период.

В основе проекта бюджета лежит базовый вариант бюджетного прогноза и прогноз социально-экономического развития Ивановской области.

Представленный сегодня проект подготовлен с учетом принятых решений на федеральном уровне хотя в настоящее время законодательного закрепления соответствующих изменений пока нет. Однако, есть все основания считать, что они появятся до вступления закона в силу.

Доходы бюджета на 2018 год предусмотрены в сумме 34,6 млрд.руб. с темпом роста 105,2% к утвержденному бюджету на 2017 год. Расходы запланированы в сумме 34,4 млрд. -103,2% к предыдущему году. Профицит составит153,1 млн. руб.

Бюджет сформирован с профицитом по всем 3 годам. Это вызвано необходимостью погашения долговых обязательств с целью выполнения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, обеспечения объема долга по коммерческим заимствованиям на 1 января 2020года на уровне 50 % налоговых и неналоговых доходов.

К 1 января 2021 года планируется снизить объем государственного долга до 15,8 млрд. рублей. (с 16,9 млрд. руб.), в том числе по рыночным заимствованиям до 10,5 млрд. руб.

Ежегодное снижение объема долговых обязательств с одновременным увеличением поступлений от налоговых и неналоговых доходов положительно отражаются на одном из ключевых показателей финансовой системы Ивановской области – уровне долговой нагрузки на бюджет, который снизится с 88 % на конец 2017 года до 75,1% в 2020 году, а по коммерческим заимствованиям начиная с 2019 года не превысит 50 %.

Кроме реструктуризации бюджетных кредитов важным решением, принятым на федеральном уровне стало изменение методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Начиная с 2016 года при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности используются результаты инвентаризации полномочий предыдущего года и объем накопленного долга. При распределении дотации на 2018 год методика была усовершенствована, в результате чего, область получит федеральную дотацию на 1,9 млрд. руб. больше уровня 2017 года.

Вместе с тем ужесточаются и требования, предъявляемые Правительством РФ при оказании регионам этой поддержки. Это оптимизация и повышение уровня эффективности бюджетных расходов, развитие налогового потенциала прежде всего за счет увеличения объемов инвестиций.

Необходимо отметить, что на 2 года планового периода значительная часть фонда финансовой поддержки регионов и субсидий федеральным законом о бюджете не распределены. Это будет сделано в новом бюджетном цикле на 2019-2021гг., поэтому динамика бюджетных показателей пока отрицательная, а объем расходов по отдельным направлениям ниже уровня 2018 года.

В общей сумме доходов налоговые и неналоговые доходы составляют 19,4 млд.руб. против утвержденных на текущий год 19,2 млрд.руб. с темпом роста 101,3% к оценке исполнения текущего года 104,8%. Оцениваем прогноз как умеренно оптимистичный, исполнение которого потребует дополнительных усилий всех главных администраторов доходов.

Более 73% в налоговых доходах будут составлять три основных бюджетообразующих налога: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и акцизы. 

Поступления по налогу на прибыль в 2018 году прогнозируются в сумме 4,3 млрд. руб., по налогу на доходы физических лиц планируется получить 6,8 млрд. руб., прогноз по акцизам составляет 2,9 млрд. руб.

Поступления по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц спрогнозированы с положительной динамикой в течение трех лет в связи с прогнозируемым ростом фонда оплаты труда и прибыли прибыльных организаций.

В целом по акцизам на 2018 год доходы запланированы со снижением на 2,2% или 65,2 млн. руб. Снижение предусмотрено по акцизам на нефтепродукты, имеющим наибольшую долю в поступлениях, так как действующим законодательством норматив зачисления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2018 год установлен ниже, чем действующий в 2017 году на 4,3 процентных пункта.

Следует отметить, что на федеральном уровне планируется изменить нормативы зачисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты. На 2018 год норматив зачисления планируется больше на 0,74 процентных пункта. Повышение ставки акциза на топливо на 1 руб. за литр планируется в два этапа с 1 января и 1 июля. (по 50 коп. в каждый)

На 2019 год норматив будет снижен на 2 процентных пункта, а ставка увеличится на 1 руб. за литр топлива.

В связи с этим есть надежда на увеличение доходов по акцизам на нефтепродукты, которые являются одним из основных источников формирования дорожного фонда Ивановской области.

Кроме того, проектом закона о федеральном бюджете планируется изменение с 2018 года механизма распределения акцизов на алкогольную продукцию. Распределению по субъектам будет подлежать 50% от всего объема поступивших акцизов. Половина от указанных поступлений будет распределяться между бюджетами субъектов пропорционально статистике потребления, то есть исходя из объемов розничной реализации алкоголя, а вторая половина будет зачисляться преимущественно по фиксированным нормативам в бюджеты субъектов, на территории которых находятся крупные производители алкогольной продукции. Ивановская область в числе субъектов Российской Федерации, в бюджеты которых акцизы будут зачисляться только исходя из статистики потребления .

На сегодняшний день планируемые изменения еще не утверждены законодательно на федеральном уровне в связи с чем в проекте бюджета это не учтено. После принятия соответствующих федеральных законов и при поступлении уточненного прогноза от главного администратора доходов - Управления Федерального казначейства по Ивановской области будут внесены соответствующие изменения в проект бюджета. Полагаем, что это будет до 1-го чтения бюджета в Ивановской областной Думе.

С положительной динамикой прогнозируются также налог на имущество организаций (+259,8 млн. руб.)2269 млн. руб. и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+61,9 млн. руб.).1924 млн. руб.

Проект бюджета учитывает сохранение налоговых преференций, предоставляемых на региональном уровне: по упрощенной системе налогообложения, налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций. Объем финансовой поддержки за счет налоговых льгот в 2018 году составит 366 млн. руб. Наибольшая доля в общей сумме налоговых льгот приходится на льготы, действующие при использовании налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения, почти 285 млн. руб.

Кроме того, за счет снижения ставки по налогу на имущество организаций в отношении административно-деловых и торговых центров площадью свыше 5000 кв. м. с 2% до 1,3% в 2018 году, недопоступление доходов в областной бюджет оценивается почти в 85 млн. руб. При сохранении льготы по движимому имуществу в бюджет не поступит потенциально возможный к зачислению доход в размере 260 млн. руб.

Неналоговые доходы запланированы в сумме 337,8 млн. руб., из которых более 53% или 180,6 млн. руб. приходится на штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. На 2019 год неналоговые доходы запланированы со снижением на 2,7% или 9,2 млн. руб., на 2020 снижение составит 1,1% или 3,5 млн.руб.

Учитывая невысокие показатели увеличения налогового потенциала региона, сохраняют свою актуальность необходимость повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности Ивановской области и улучшение администрирования неналоговых доходов.

О расходах бюджета

Объем расходов в очередном финансовом году, как было сказано ранее, составляет 34,6 млн.руб. или больше уровня текущего года на 1,1 млрд. руб.

При этом расходы за счет средств областного бюджета без учета расходов дорожного фонда увеличены на 2,2 млрд. руб., по дорожному фонду расходы меньше на 673,3 млн.руб. в т.ч. за счет уменьшения доходных источников (104 млн. руб. изменение норматива зачисления акцизов), а также увеличения объема дорожного фонда в 2017 году за счет неиспользованных ассигнований в 2016 году (533млн. руб).

Бюджет сохранил свою социальную направленность. Расходы на отрасли социальной сферы составляют более 65% общего объема расходов. В планируемом году их доля увеличилась почти на 5%. Среди приоритетных направлений по-прежнему остается финансовое обеспечение системы образования, здравоохранения и социальной политики.

Увеличены расходы на выполнение целевых индикаторов по повышению заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента РФ, установленных в отраслевых «дорожных картах», на поэтапное доведение минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы до размера прожиточного минимума (9489 руб.), а также на индексацию заработной платы на 4%.

На повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы к уровню 2017 года предусмотрено 863 млн. руб. Общая сумма расходов бюджета на эти цели с 2013-2018 г составила 9,5 млрд.руб., в том числе средства федерального бюджета 2,79 млрд. руб.

На уровень инфляции (4,1%)запланирована индексация разного рода выплат льготным категориям граждан. В целом на исполнение публичных нормативных обязательств предусмотрено 1,8 млрд. руб.

Предусмотрены ассигнования на создание новых мест в образовательных организациях, увеличены ассигнования на обеспечение бесплатными учебниками обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях(+36,9млн. руб.).

Бюджетные ассигнования, направляемые на государственную поддержку семьи и детей запланированы в объеме 9,0 млрд. руб. Мероприятия по поддержке семьи и детей предусмотрены шестью госпрограммами. В соответствии с рекомендацией Президента Российской Федерации высшим исполнительным органам власти субъектов сводная информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей включена в проект областного бюджета в виде отдельного приложения.

Доля расходов областного бюджета, реализуемых в программном формате составляет 98%.

Будет реализовываться 21 программа по четырем направлениям:
Развитие экономического потенциала (3 программы) с объемом расходов в 2018 году 854млн. руб.;
развитие социальной сферы (10 программ) - 22,6 млрд. руб.;
развитие инфраструктуры (4 программы) -3,8 млрд.руб.;
государственное управление (4 программы) – 6,4млрд. руб., в том числе программа «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы» -4,9 млрд. руб.
Расходы по программному направлению «Развитие социальной сферы» составляют 67 % от общего объема программных расходов бюджета.

Еще одной особенностью проекта бюджета является отражение в отдельной целевой статье в составе госпрограмм расходов, исполнение которых планируется в рамках проектного управления.

Следует отметить, что это лишь начальный, пробный вариант внедрения проектного подхода при формировании областного бюджета и объем расходов, реализуемый в соответствии с 6 приоритетными проектами в рамках 5 госпрограмм составляют не многим более 1млрд. руб.

Впервые за последние два года расходы на капвложения запланированы со значительным ростом- 39 % (без учёта программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья).
С учетом предоставляемых субсидий муниципальным образованиям в объекты муниципальной собственности общий объем капвложений составит почти 1,5 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета 601 млн. руб.

Бюджетные инвестиции в сумме 251,1млн. руб. будут направлены на строительство и реконструкцию автомобильных дорог областной собственности.

На строительство и реконструкцию дорог местного значения предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на капвложения в сумме 236 млн. руб.

Существенные ассигнования планируется направить на строительство объектов социальной инфраструктуры:
- строительство ФОКа в Родниках-82 млн. руб.,
- завершение строительства школы на 700 учащихся в п. Савино и Каменской средней общеобразовательная школы в с. Каминское Родниковского муниципального района в сумме 614,7 млн. руб.
на завершение строительства детских дошкольных учреждений в городских округах Кинешма -63,9 млн. руб. и Шуя -95 млн. руб. (158,9 млн. руб.)

На развитие инфраструктуры моногородов город Вичуга и городское поселение Наволоки планируется направить 287 млн. руб. из которых 246 за счет средств фонда развития моногородов.

139 млн. руб. выделено на разработку проектной документации и объектов газификацию объектов.

Значительные расходы областного бюджета (32,6%) связаны с предоставлением межбюджетных трансфертов муниципалитетам. Объем межбюджетных трансфертов, направляемый в муниципалитеты, составит в 2018 году – 11,2 млрд. руб.

Объемы межбюджетных трансфертов на 2019-2020гг также будут уточнены в следующем бюджетном цикле.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 3,2млрд.руб.и его распределение бюджету каждого муниципального образования определено с учетом изменений, предусмотренных проектом Закона «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О межбюджетных отношениях», который в настоящее время проходит процедуру согласования.

Объем средств на финансовое обеспечение полномочий, переданных с областного на муниципальный уровень, увеличен на 890,2 млн. руб. и составит 5,2 млрд. руб. из них 649,3 млн. руб. связаны с передачей дополнительных полномочий в отношении оплаты труда административного и вспомогательного персонала детских дошкольных учреждений.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ивановской области в 2018 и 2019 годах предусмотрено предоставление муниципальным образованиям Ивановской области иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Объем трансфертов на указанные цели на 2018 год предусмотрен в сумме 546,3 млн. руб., на 2019 – 392,3 млн. руб., 2020 год – 431,0 млн. руб.

В будущем году планируется передать в местные бюджеты в виде субсидий без учета средств дорожного фонда почти 2,1 млрд. руб. на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по вопросам местного значения, в том числе 981,8 млн.руб. за счет средств федерального бюджета, с ростом к 2017 году более чем на 267 млн. руб.

В 2018 – 2019 годах предусматривается как мера бюджетной поддержки предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям для частичного покрытия дефицитов бюджетов и для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении местных бюджетов.

Как было отмечено в начале доклада, расходы областного бюджета на 2019-2020г. в проекте бюджета меньше запланированных на 2018 год по причине недостаточности доходных источников. В первую очередь за счет распределения федеральной дотации субъектам РФ не в полном объеме, а в размере 70 % фонда. Однако, это не гарантирует выделение в процессе формирования бюджета в следующем году дотации в объеме не менее уровня текущего года. Поэтому у нас есть небольшой запас времени по изысканию дополнительных возможностей для повышения налогового потенциала и полагаю медлить с этим нельзя.

Таковы наиболее важные аспекты проекта бюджета и, хотя далеко не все просьбы и предложения удалось учесть в расходной части бюджета, позитивные моменты он содержит и в этом его преимущество перед бюджетом текущего года.

Спасибо за внимание.