Евгений Астафьев: «Развивать сельское хозяйство в регионе можно и нужно». Интервью газете «Частник»

Осень – это время, которое традиционно ассоциируется с урожаем. Ноябрь близится к концу, и мы поговорили о сельском хозяйстве с человеком, который знает о нем едва ли не все, – с директором департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Евгением Астафьевым.

– Евгений Геннадьевич, какими продуктами Ивановская область обеспечивает себя сама?
– Регион практически полностью обеспечивает себя яйцом, картофелем. Молоком – примерно на 80%, мясом – чуть более чем на 40%. По овощам с учетом населения обеспечение довольно высокое, но не стопроцентное. Стремимся к тому, чтобы производить объемы, сопоставимые с потреблением.

– Какова сейчас ситуация в животноводстве? Производители молока из года в год сетуют на низкую закупочную цену…
– Ситуация делится на две части. Есть производство, а есть экономика. Что касается производства в молочной отрасли, то есть небольшой прирост, понятные тенденции к развитию. С экономикой хуже. На 11 ноября 2015 года средняя закупочная цена по области составляла 17 рублей 80 копеек, в 2014 году было 18 рублей 50 копеек. Падение закупочной цены, вероятно, связано со снижением спроса, потому что после декабря 2014 года доходы россиян сильно уменьшились. Есть и другие негативные факторы: поставщики оборудования (а оно примерно на 80% импортное) подняли цены если не в два раза, то близко к этому. Очень значительный рост цен по удобрениям и ядохимикатам.

– Ограничения на импорт в России что-то изменили в сельском хозяйстве области?
– Немногое. Определенные новые возможности открылись, но мы их пока не почувствовали. Кроме того, сталкиваемся с проблемой недобросовестной конкуренции. Кто-то честно указывает на этикетке, что это молочный продукт, а кто-то гонит творожный продукт и пишет «творог». Трудно конкурировать в этих условиях. Знаете, сыр не может стоить 200 рублей, а сливочное масло – 150 рублей за килограмм. Чтобы изготовить 1 кг сливочного масла, надо использовать 23 кг молока, на 1 кг сыра идет около 15 кг молока. И это только сырье! Плюс налоги, переработка. Натуральное сливочное масло должно стоить от 400-500 рублей за 1 кг.

– Что касается растениеводства, то считается, что это не самая рентабельная отрасль в нашем климате. Однако в последнее время было представлено несколько инвестпроектов в этой сфере…
– Категорически не соглашусь с тем, что растениеводство не самая рентабельная сфера. Оно может быть прибыльнее, чем животноводство. Это высокотехнологичная и высокомеханизированная отрасль сельского хозяйства. Но производитель должен найти собственную нишу. Конечно, если он возьмется выращивать в Ивановской области южные фрукты, то вряд ли добьется прибыли. А заниматься картофелем, морковью можно вполне успешно. Недавно в Иванове был представлен перспективный проект, связанный с теплицами по новой технологии.

– В чем его особенность?
– Что такое обыкновенная стеклянная теплица? Какая бы она ни была, она обязана иметь потери тепла, иначе просто рухнет в наших краях под снеговой нагрузкой. Другая проблема – длина светового дня. Зимой он у нас излишне короткий, а летом излишне длинный. Тот же «Тепличный» работал в два сезона: весенний, достаточно выгодный, когда свежий огурец подавался к столу в конце февраля – начале марта по высокой цене; и осенний, когда выращивались томаты. Осенний сезон всегда был убыточным или низкорентабельным: цены низкие, рынок затоварен поставками с юга, у дачников выросли свои овощи. Та технология, что пробует сегодня РИАТ, позволяет полностью уйти от потерь тепла, а световой день регулировать с помощью светодиодов. Благодаря этому можно так выстроить производство, чтобы предприятие каждый день (в первую очередь, в осенне-зимний период) реализовывало нужное количество свежих овощей и зелени. Глупо производить огурцы в июне, когда они в избытке.

– Что погубило «Тепличный»?
– «Тепличный» строился в советские годы, когда были очень дешевые энергоресурсы, и начал «падать», когда стал сильно дорожать газ (примерно с 2005 года). В это время предприятие прошло точку безубыточности: расходы на тепло превысили доходы от реализации. Модернизацией надо было заниматься еще лет 10 назад. Такие теплицы, как там, уже не строятся: это невыгодно из-за длины светового дня.

– В чем сельское хозяйство области нуждается сейчас больше всего?
– Нужны инвестиции. Например, если мы хотим заметно увеличить производство молока, то нужные новые скотоместа. А одно скотоместо – это хотя бы сто тысяч рублей. Чтобы дать бизнесу стимул к развитию, закрытия границ недостаточно. Нужно дать аграриям доступные кредиты (я не говорю дешевые). Предприниматели должны все просчитать и убедиться, что они получат прибыль. Известно, что та же Япония у своих фермеров закупает рис вдвое дороже, чем может купить на свободном рынке в Юго-Восточной Азии. Неважно, будем ли мы субсидировать процентную ставку по кредитам или напрямую дотировать производство (а у нас используются оба механизма), но предприниматели должны увидеть рентабельность. Тогда они разовьют сельское хозяйство до невиданных высот. Например, СПК «Дзержинский» поставил задачу выйти в ближайшее время на десятитысячные надои. И они выйдут!

– А какие меры господдержки получают фермеры?
– Фермеры пользуются всеми мерами поддержки, которые распространяются на сельхозтоваропроизводителей, а также грантами. 16 фермеров в этом году получили гранты на организацию фермерского хозяйства. Появились три семейные фермы. Сейчас реализуется проект создания в области сети фермерских магазинов. Они откроют для фермеров (которым, как известно, непросто войти в торговые сети) новые возможности по сбыту продукции, а покупателям позволят приобретать гарантированно качественный товар с минимумом химии.

Еще для фермеров очень хорошим подспорьем была бы реализация программы внутреннего и въездного туризма, куда наша область заявила и Кинешму, и Палех, и Гаврилов Посад. Турист приезжает не за нашприцованной курицей. Он с удовольствием купит хорошую баранину, будет есть не израильскую клубнику, а выращенную бабушкой на грядке. Это могло бы поддержать фермерский сектор и сектор личного подсобного хозяйства. В целом, в Ивановской области можно и нужно развивать сельское хозяйство.