75NUMG32

Светлана Давлетова. Интервью деловому изданию «Экономика и жизнь-Черноземье»

Построение взаимовыгодных отношений с инвесторами и бизнес-сообществом региона – залог конкурентного развития региона

Ивановская область проходит сложный этап в своем социально-экономическом развитии: ряд тенденций, которые были заложены в 90-е годы, пока еще сложно преодолеть, но уже сейчас видна работа врио губернатора региона Павла Конькова и его правительства по решению накопившихся экономических проблем. О том, что существующие проблемы решаются, свидетельствует встреча главы региона с Президентом РФ Владимиром Путиным. Серьезные усилия предпринимаются блоком экономического развития области, и, конечно, нельзя не видеть наметившиеся позитивные тренды.
О том, как выстраивается эта работа, какие направления являются приоритетными, на какой эффект рассчитывают региональные власти – в беседе председателя редакционного совета регионального делового издания «Экономика и жизнь-Черноземье», доктора политических наук Дмитрия Нечаева с заместителем Председателя Правительства Ивановской области, руководителем Комплекса экономического развития Ивановской области Светланой Давлетовой.

- Светлана Валентиновна, как известно, в период экономических реформ в некоторых регионах ЦФО прошла деиндустриализация. Поэтому логично, что проведение экономической политики связано с поиском инвесторов и реализацией инвестпроектов в реальном секторе экономики. Могли бы Вы назвать подобные проекты за 2013-2014 годы, которые были реализованы или реализуются в Вашем регионе?
- На сегодняшний день в регионе реализуется несколько инвестиционных проектов по строительству заводов, которые будут производить продукцию для предприятий строительной отрасли области. Это «Теплант-Тейково» ООО «Теплант-2», «Строительство электрометаллургического мини-завода по производству строительной арматуры» ООО «Волжский Электро-Металлургический Завод». Кроме того, за период с 2013-2014 гг. были реализованы (находятся в стадии реализации) «Модернизация производства автомобильных кранов» ОАО «Автокран», «Строительство парогазовой ТЭЦ «Родники» ЗАО «Родниковская энергетическая компания», «Создание на территории Ивановской области агропромышленного комплекса по развитию мясного крупного рогатого скота и высококачественной говядины» ООО «Ильинское-Агро» и ряд других.
Вместе с тем, правительство Ивановской области понимает, что успешное развитие территории невозможно без перехода на качественно новый уровень технологической составляющей производства. В связи с этим, прилагаются немалые усилия по развитию проекта строительства комплекса по производству полиэтилентерефталата текстильного назначения. Он нацелен на формирование законченного производственно-технологического цикла по производству и переработке полиэфирного волокна для обеспечения действующих и вновь создаваемых предприятий текстильной промышленности сырьем отечественного производства, а также замещения импорта ПЭТФ волокна и гранулята текстильного назначения в Российскую Федерацию.
В настоящее время Правительством области прорабатываются вопросы по развитию инфраструктуры под строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата текстильного назначения. Стоит отметить, что строительство данного комплекса позволит сократить зависимость от импорта, в перспективе обеспечит создание комплекса новых текстильных производств, специализирующихся на выпуске инновационной продукции специального и технического назначения с использованием полиэфирных волокон и нитей, а также позволит создать в регионе более 500 новых рабочих мест.

- Если говорить об активном привлечении инвесторов, то необходимо учесть условия, создаваемые регионом для приходящих инвесторов. Какие основные положения заложены в инвестиционном послании врио губернатора Ивановской области П.А. Конькова? Можно ли выделить ключевые месседжи для инвесторов и бизнес-сообщества региона?
- В инвестиционном послании временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области Павла Конькова Правительству Ивановской области поставлена задача сконцентрировать свои усилия на развитии промышленного производства, привлечении инвестиций в сферу туризма, развитии новых форм государственной поддержки участников инвестиционной деятельности.
Кроме того, перед правительство Ивановской области поставлен ряд приоритетных задач. Так, к 2015 году необходимо увеличить долю инвестиций в валовом региональном продукте до 22 процентов, а в соответствии с майским Указом Президента РФ к 2018 году регионы должны обеспечить увеличение инвестиций до 27 процентов валового внутреннего продукта. Вторая задача – это оптимизация административных процедур, связанных с реализацией прединвестиционной стадии инвестиционных проектов. Правительство Ивановской области стремится соответствовать текущим тенденциям в данном вопросе и оперативно отслеживает ситуацию по предпринимаемым на федеральном уровне мерам по снятию ограничений и упрощению процедур, подготовленных в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата (для своевременного принятия соответствующих мер на региональном уровне). Выстраивание конструктивного диалога между властью и бизнес-сообществом позволит совместными усилиями добиться конкретной и очень важной для области цели – установления ясных и понятных для инвесторов правил игры, и следовательно, обеспечения притока инвестиций в область.
Внедрение Инвестиционного стандарта в регионе проходит в соответствии с программой Минэкономразвития РФ

- «Агентством стратегических инициатив» совместно с Министерством экономического развития РФ и «Деловой Россией» разработан и активно внедряется в регионах Инвестиционный стандарт, включающий 15 основных требований. Какая работа проводится в данном направлении и насколько успешно выполняются Правительством области данные требования?
- В Ивановской области поэтапное исполнение всех пунктов Стандарта обеспечивает дорожная карта внедрения Стандарта, утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2013 № 576-п, которая содержит пошаговый план мероприятий с конкретными сроками и исполнителями.
На сегодняшний день в Ивановской области, по мнению экспертной группы по мониторингу, апробации и внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ивановской области, состав которой утвержден приказом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 06.12.2013 № 338-ОД (№ 07-03-27-1827 от 25.07.2014), внедрены все 15 элементов Стандарта, из них 13 полностью и 2 частично. По оценке Министерства регионального развития Российской Федерации в регионе полностью выполнены 14 разделов дорожной карты.
К настоящему времени, в регионе реализован ряд положений: распоряжением Губернатора Ивановской области (от 19.03.2014 № 38-р «О плане создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Ивановской области»), утвержден план развития инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Ивановской области. План опубликован на Инвестиционном портале Ивановской области. Написано и опубликовано на Инвестиционном портале Ивановской области ежегодное послание Губернатора Ивановской области «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Ивановской области», Принят закон Ивановской области (от 06.05.2014 № 25-ОЗ) «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области», который предусматривает закрепление дополнительной формы государственной поддержки - предоставление в залог имущества, включенного в состав залогового фонда Ивановской области. Закон также устанавливает гарантии прав инвесторов.
На сегодняшний день работа по внедрению положений стандарта в регионе продолжается.

- Безусловно, серьёзным подспорьем для экономического развития региона становится создание индустриальных парков. Проводиться ли такая работа в Ивановской области и есть ли эффект от данной деятельности?
- В последнее время формат индустриальных парков становится всё более популярным, и это неслучайно: обустроенная площадка сразу для нескольких производств даёт инвестору явную экономию на инфраструктурных затратах и облегчает задачу по созданию производства. Сегодня на территории Ивановской области действуют три индустриальных парка (в г. Родники, г.о. Кинешма и г.о. Иваново), которые являются основной точкой экономического роста региона.
На сегодняшний день на территории индустриального парка «Родники» размещаются около 50 резидентов. Большая часть резидентов парка – это предприятия швейной и текстильной промышленности. На территории парка работают 1667 человек. Объем инвестиций резидентов парка составил более 230 млн рублей.
На территории многопрофильного индустриального парка «Кинешма» работают такие компании, как «КейЭйСи», НПО «Русский металл», начинает свою работу обособленное подразделение российской транспортной компании «ЖелДорЭкспедиция» (объем инвестиций в проект строительства вагоностроительного завода составляет около 800 млн рублей). По результатам работы индустриального парка в 2012-2013 гг. привлечено 20 резидентов, занимаемая резидентами парка площадь составляет 170 тыс. кв. м.
Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск» имеет развитую инфраструктуру, необходимую для быстрого запуска производства и позволяющую свести к минимуму издержки на поддержание его деятельности. Площадь территории индустриального парка «Иваново-Вознесенск» - 22 га, площадь, занимаемая резидентами парка – 30% от общей площади. На территории парка размещено более 100 резидентов. На данный момент на территории парка создано более 1500 рабочих мест. До конца 2020г. планируется создать 1500 рабочих мест. В развитие индустриального парка инвестировано 200 млн. рублей, основная часть которых была направлена на реконструкцию и закупку оборудования. До конца 2014 года запланировано выделение более 50 млн. рублей на реконструкцию старых и приобретение новых объектов недвижимости.
Однако для того, чтобы индустриальные парки были успешны, необходимы преференции и сбалансированная региональная законодательная база. В настоящее время порядок создания и функционирования промышленных и индустриальных парков на территории Ивановской области регулируется законом Ивановской области от 14.02.2013 г. № 3-ОЗ «Об индустриальных парках Ивановской области».
Работа Межведомственного совета по размещению производственных сил и инвестиций на территории Ивановской области обеспечивает согласованность действий органов власти всех уровней при решении ключевых инвестиционных и производственных вопросов.

- Существует ли в Ивановской области Совет по инвестициям? Какие вопросы на нем рассматривались?
- Одним из актуальных и эффективно действующих механизмов стимулирования инвестиций с 2006 года является работа коллегиального совещательного органа – Межведомственного совета по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области, который осуществляет свою работу в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 15.03.2006 № 37-п «О создании Межведомственного совета по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области».
Совет создан в целях обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области при решении вопросов в сфере размещения производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области, формирования единых принципов подбора инвесторов и условий реализации инвестиционных проектов, предоставления мер государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ивановской области.
Совет в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах предоставленных полномочий рассматривает вопросы, обращения и заявления в сфере размещения производительных сил и инвестиций, включая вопросы по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляет предварительное рассмотрение инвестиционных проектов, реализуемых либо предполагаемых к реализации на территории Ивановской области в отношении земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности и распоряжении Ивановской области, а также в отношении размещения новых объектов федерального, областного и межмуниципального значения, рассматривает вопросы, связанные с организацией инвестиционных конкурсов и заключением инвестиционных контрактов по предметам своего ведения; осуществляет выработку мер, направленных на пополнение бюджета Ивановской области, расширение налогооблагаемой базы Ивановской области за счет размещения новых производственных объектов и вовлечения земельных ресурсов в экономический оборот и т.д.
На сегодняшний день в состав совета входит 33 члена. Стоит отметить, что за последнее время произошли качественные изменения состава совета. В частности, помимо представителей центральных исполнительных органов власти региона, органов местного самоуправления совет включает руководителей субъектов естественных монополий, представителей общественных организаций, профсоюзов, бизнес-сообщества.