Ирина Эрмиш: «Приоритет отдается российским усыновителям» (интервью «Ивановской газете»)

В военные годы в России было 678 тысяч детей-сирот, сегодня – около 950 тысяч. 750 тысяч из них живут в приемных семьях, остальные – в детских домах и профессиональных образовательных учреждениях на полном гособеспечении. Ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот. Сколько их на самом деле, не знает никто.
О проблемах социального сиротства и семейного устройства мы беседуем с начальником областного департамента социальной защиты населения Ириной Эрмиш.
Чем раньше выявить семью, тем больше шансов ее сохранить

- Ирина Геннадьевна, уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов уже несколько лет пропагандирует программу «Россия без сирот», целью которой является отсутствие детских домов…

- Конечно, цель любого государства – минимизировать количество сирот. Тем не менее во всём мире эта категория есть. Ликвидировать все детские дома нецелесообразно.

Мы не сторонники таких крайних мер, хотя число детских домов и сокращается: у нас в области с 2008 года закрыты 3 детских дома, есть планы и основания для их дальнейшего сокращения. Другое дело – стремиться к минимизации числа детей, оставшихся без попечения родителей, и работа в этом направлении ведется.

- То есть сейчас установка органов опеки – ребенок должен жить в семье, какой бы она ни была?

- Больше 90 % – сироты социальные, имеющие живых родителей (это когда мама и папа не выполняют свои родительские обязанности). Это же происходит не сразу: сегодня была семья нормальная, а завтра вдруг родители начали безбожно пить… Такого не бывает. Всё идет по нисходящей.

В 2009 году мы разработали технологию, которая основана на определении причины неблагополучия в семье и принятии адекватных мер. В 1990-е годы, когда волна беспризорников хлынула на улицы, первоочередная задача была – изъять их с улицы и накормить. Сегодня такого масштаба бродяжничества и попрошайничества среди несовершеннолетних нет. Поэтому тот ресурс, которым располагаем, мы можем перенаправить на работу с семьей.

Мы стали отслеживать каждый случай, который может вызвать лишение родительских прав; каждое дело территориальные органы направляют в департамент на экспертизу, где проверяют, все ли меры по оздоровлению и социальной реабилитации семьи были приняты. И это дает результаты. По сравнению с прошлым годом на треть сократилось количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, и вдвое снизилось количество исков в суд на лишение родительских прав.

Тайна сирот охраняется законом

- Когда-то в области был свой сайт с базой данных о детях, оставшихся без попечения, а теперь лишь скупой список с фотографиями 4-5-летней давности и минимумом сведений о ребенке на сайте соцзащиты и в федеральном банке данных …

- Вопросы ведения банка данных о детях жестко регулируются федеральным законодательством: ни больше, ни меньше информации мы дать не можем.
Если ребенку больше 7 лет, обновление фотографий может производиться раз в 5 лет. Если кандидат в опекуны/усыновители зарегистрирован, то никто не отменял возможности контакта с ребенком.

- Но на сайтах отдельных детдомов, регионов, волонтерских организаций есть фотографии с подробными историями детей и отзывами сотрудников учреждений…

- Более подробная информация хранится у нас в личных делах, к просмотру которых допускается только определенный круг лиц. Это тайна, охраняемая законом. Кандидатам, которые имеют право знакомиться с ребенком, разрешено знакомиться и с личным делом.

Из Иванова детей забирают во Францию

- В течение 10 дней после выдачи разрешения на посещение ребенка кандидат в опекуны должен принять решение, берет ли он этого ребенка или отказывается. А после нескольких отказов у регионального оператора федерального банка о данных детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, появляется право предлагать ребенка иностранным усыновителям.

- Международное усыновление – это совсем другая, более сложная, процедура. На самом деле, на иностранное усыновление, как бы это ни обсуждалось обществом, действительно идут дети с очень сложными заболеваниями. Есть дети и с 17, и с 30 отказами наших российских усыновителей (кандидатов).

- С какими странами работает Ивановская область?

- В основном, усыновителями детей из нашей области являются граждане Франции, Италии, Испании. Мы работаем не с гражданами, а с агентствами, аккредитованными Министерством образования. В этом году на иностранное усыновление ушли лишь 8% от общего числа усыновленных. Приоритет отдается и всегда отдавался российским усыновителям.

В 2012 году общее количество детей в России, усыновленных иностранными гражданами, составило 2,6 тысяч, российскими гражданами – 6,5 тысяч. Преобладающее большинство детей, усыновленных иностранцами, переданы на воспитание гражданам Италии (762 ребенка), США (646) и Испании (502 ребенка). Из 2604 детей, ушедших на иностранное усыновление, 171 имеет инвалидность.

По итогам 2012 года Ивановская область находится на 24-м месте среди 83 субъектов РФ по количеству усыновленных россиянами (98 детей) и на 21 месте по иностранному усыновлению (42 ребенка). 342 ребенка (42-е место среди регионов) переданы на безвозмездную форму опеки и 16 (76-е место) – на возмездную форму опеки (в приемную семью).
Информация с сайта усыновите.ру.

Устраивать праздник можно по разрешению

- Почему ваши учреждения закрыты от волонтеров-общественников?

- Если вы волонтеры и идете в детский дом, значит, вы должны обратиться в орган опеки за разрешением. Никому – ни одной волонтерской группе – мы не отказывали в посещении детского дома, если, конечно, цель визита и их деятельность не противоречат законам. Были случаи отказов в посещении детских домов представителями различных сектантских объединений – вот отсюда и миф о закрытости учреждений.

Нам предлагают в рамках сотрудничества провести предновогоднюю акцию с концертом и подарками, мы готовим официальное разрешение. Получить разрешение возможно.

- В чем детские дома нуждаются больше, если говорить о волонтерской и спонсорской помощи?

- Все детские дома – учреждения казенные и финансируются за счет бюджета. Бюджет не очень-то позволяет нашим учреждениям шиковать. Но основное, что нужно для жизни и здоровья ребенка, обеспечивается. Питаются в детских домах так, как дома не все дети питаются. Наши дети обеспечены игрушками, одеждой и обувью. Этого даже в переизбытке.

- Но детям, видимо, услуги репетиторов, навыки социализации, развитие талантов в кружках нужнее, чем айфоны и гаджеты?

- Не спорю. Но у нас такой статьи в бюджете нет. Спонсоры у детских домов разные. Одним легче приехать с игрушками и обязательно сделать фотографии на тему «как я передаю подарки детям». А есть те, которые не боятся черновой работы, которую не видно, нельзя потрогать, нельзя показать, но она очень важна для детей. Например, общественная организация «Женская инициатива» спонсирует образование наших выпускников из числа детей-сирот. Берут тех, у кого есть потенциал, кто может самостоятельно учиться. Это, как вы правильно отметили, система репетиторства – адресная помощь.

- Детский дом № 3 стал элитным – «Звездным». Он – для одаренных детей. Многих ли теперь стали забирать в семьи?

- Нужно делать скидку на то, что детки там школьного возраста. А больших детей берут в семьи крайне редко. В текущем году 12 человек ушли в семьи - это много для школьного детского дома, где всего 50 детей.

Изменения в законе

- С этого года в законодательство в отношении детей-сирот внесли изменения…

- Да. Теперь мы ставим на учет для получения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, даже в тех случаях, если жилье есть, но в нем проживают родители, лишенные родительских прав. В этом случае органы опеки должны бы пытаться разменять эту квартиру, что в принципе, невозможно: как правило, это жильё находится в плачевном состоянии.

Для кандидатов в опекуны и усыновители сняты ограничения по нормам площади (ранее было не менее 10 кв.м на человека), для усыновителей продлен срок действия медицинского заключения до 6 месяцев (для опекунов срок тот же – 3 месяца).

Убрана необходимость предоставления справки о санитарно-эпидемиологическом состоянии квартиры и изменен список медицинских противопоказаний.

У нас в регионе с прошлого года значительно увеличилось вознаграждение приемным родителям. Вместо 2600 рублей приемный родитель получает вознаграждение в сумме минимального размера оплаты труда.

Принят федеральный закон, устанавливающий с 1 января 2014 года размер единовременной выплаты при усыновлении ребенка-инвалида, кровных братьев-сестёр и подростков старше 10 лет. Эта сумма будет составлять 100 тысяч рублей.

Ивановская газета