75NUMG32

Сергей Коробкин. Выступление на заседании правительства 16.01.2019

Уважаемый Станислав Сергеевич!
Уважаемые присутствующие!

В 2018 году всего на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и благоустройство было предусмотрено 1,7 млрд. руб. (в 2017 году – 0,8 млрд.руб.). По итогам 2018 года выполнение плана капитального строительства составило 72%.

К сожалению, не удалось решить задачу в полном объеме. Часть денежных средств не была освоена при строительстве общеобразовательных организаций в п. Каминский, в п. Савино (не освоено 254,9 млн. руб. из 573,1 млн. руб.), двух дошкольных учреждений в г. Шуя и г. Кинешма (не освоены 26,9 млн. руб. из 158,9 млн. руб.), при разработке проектно-сметной документации на строительство распределительных газопроводов в ряде муниципальных образований области (Кинешемский, Ивановский, Пучежский, Фурмановский), а также при реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (не выполнены работы на 8 дворах и 3 общественных территориях в Юже и на 2 дворах в Плесе. Средства в сумме 3,98 млн. руб. не освоены и возвращены в соответствующие бюджеты).

Причинами не освоения денежных средств в полном объеме являются:

– недостаточное управление строительством объектов со стороны администраций муниципальных образований, а именно низкая оперативность в решении возникающих проблемных вопросов;

– неудовлетворительное качество подготовленной проектно-сметной документации;

– низкое качество подготовки документации при проведении конкурентных процедур, особенно технических заданий;

– отсутствие в администрациях муниципальных образований специалистов заказчика строительства;

– низкая эффективность планирования капитальных вложений, игнорирование нормативных сроков возведения объектов.

Предлагаю в этом году главам муниципальных образований с помощью специалистов Комплекса строительства актуализировать должностные обязанности своих заместителей, ответственных за вопросы капитального строительства, территориального планирования, капитального ремонта.

Департаменту строительства и архитектуры во взаимодействии с Ивановским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы разработать программу и провести занятия с данной категорией муниципальных служащих по организации капитального строительства и приемке выполненных работ.

В ноябре 2018 года состоялось совещание под председательством Губернатора с представителями строительной отрасли региона с целью отработки взаимодействия по развитию строительной отрасли области. Для достижения этих целей Губернатором была поставлена задача о проведении ежемесячных тематических совещаний. В настоящее время составлен план проведения совещаний, первое из которых состоится в этом месяце.

В 2018 году на территории области построено 3818 квартир общей площадью 362 тыс.кв. метров (106% к 2017 году). Увеличение объемов ввода жилья обусловлено завершением строительства объектов группы компаний «СУ-155» и оптимизацией статического учета объектов ИЖС.

В 2019 году Минстроем России в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» поставлена задача по ежегодному увеличению объемов ввода жилья. Так, для Ивановской области установлен показатель ввода жилья 377 тыс.кв.м. в 2019 году и 515 тыс.кв.м. к 2024 году, соответственно.

Решение этой задачи возможно лишь при мобилизации всех имеющихся ресурсов и принятии исчерпывающих мер по стимулированию развития жилищного строительства.

Отмечу, что в 2018 году на территории области введено 147 тыс.кв.м. индивидуального жилищного строительства, что составляет 39,4 % от общего объема введенного жилья. Для того, чтобы поставленная Минстроем России задача была реализована, необходимо в дальнейшем обеспечить стимулирование индивидуального жилищного строительства, в частности, через обеспечение выделяемых муниципальными образованиями земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой.

Только для многодетных семей за период реализации мероприятия выделено 5757 участков (535 участков выделено в 2018 году, в очереди находится 3054). Как показала проведенная инвентаризация, большая часть выделенных участков либо не используется, либо перепродана. Соответственно, вопрос улучшения жилищных условий многодетных семей не решается, денежные средства используются на другие цели.

Проведен ряд совещаний по выработке решений в области совершенствования механизма предоставления земельных участков многодетным семьям, по итогам которых мы пришли к выводу, что запретительные меры положительного результата не принесут, создадут условия для недовольства граждан, поэтому целесообразно рассмотреть вопрос по обеспечению всех земельных участков необходимой инфраструктурой, в том числе с привлечением ресурсоснабжающих организаций.

Муниципальным образованиям необходимо актуализировать работу по формированию земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства в соответствии с документами территориального планирования, в максимальной доступности к инженерным сетям и готовить проектно-сметную документацию на инженерную инфраструктуру. (пример Калачево).

Также считаю необходимым поручить главам муниципальных образований проработать вопрос и представить предложения по пересмотру объемов ввода жилья на ближайшую перспективу.

В отношении многоквартирных жилых домов Минстроем России прорабатываются новые правила, в соответствии с которыми застройщики смогут возместить до 50% затрат на строительство инженерных сетей.

Принятие правового акта значительно улучшит рентабельность проектов и положительно скажется на выполнении регионом показателя доступности жилья.

Важным направлением стимулирования жилищного строительства является и ипотечное жилищное кредитование.

В 2018 году в Ивановской области объемы выдачи увеличены в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом. Средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам составляет 9,5%. За 2018 год темпы роста ипотечного кредитования к аналогичному периоду прошлого года составили ориентировочно 131 %. (за 11 месяцев 2018 года выдано 7228 кредитов, за 11 месяцев 2017 года – 5515).

В регионе рост ипотечного кредитования обеспечивает подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования». На реализацию данной программы на 2019 год предусмотрено финансирование за счет средств областного бюджета в размере 25 млн. руб.

В 2018 году выполнена задача по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а также по выполнению мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством (потребность – 26 сертификатов). На 2019 год на эти цели предусмотрены денежные средства в размере 68,2 млн. руб., (средства федерального бюджета составляют 42,5 млн. руб.), что позволит улучшить жилищные условия 57 семей.

В целом, с помощью государственной поддержки, в этом году улучшат свои жилищные условия порядка 88 семей.

СПРАВОЧНО: В 2018 году в рамках реализации указанных трех подпрограмм улучшили жилищные условия 137 семей.

Завершена реализация программы «Жилье для российской семьи», в рамках реализации которой улучшили свои жилищные условия 399 семей.

С завершением строительства многоквартирного жилого дома в                    п. Савино реализована программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Всего за период действия программы переселено 4714 человек. В том числе в новые построенные многоквартирные дома переселено более 1950 человек.

С 2019 года работа будет построена в рамках нового механизма по реализации программы, который в настоящее время дорабатывается на федеральном уровне. Отмечу, что успешная реализация данной программы, безусловно, обеспечит развитие жилищного строительства в области.

Напомню главам муниципальных образований, что в полном объеме не решен вопрос сноса аварийных домов. Так, по состоянию на 15 января 2019 года необходимо снести 97 домов (полностью расселены 258 домов, снесен 161 дом). Прошу активизировать работу по данному вопросу, а также по формированию земельных участков под новое строительство.

В 2018 году Комплексом строительства Ивановской области продолжен контроль качества жилых помещений в домах, построенных или приобретенных для переселения граждан из аварийного жилья. Так, удалось положительно решить задачу по снятию замечаний по 7 домам, находящимся в Приволжском районе, о чем Фонд содействия реформированию ЖКХ проинформировал Правительство области 11 января этого года. На контроле Фонда на сегодняшний день остаются 10 домов (2 дома в Ивановском районе, 7 домов в Приволжском районе и 1 дом городском округе Кохма).

Перед Комплексом строительства Ивановской области поставлена задача по устранению выявленных замечаний до конца 2019 года.

Актуальным остается вопрос качества строительства. Ежегодно специалистами службы государственного строительного надзора выявляются значительный объем нарушений на строящихся объектах. Так, за 2018 год проведено 640 проверок. На лиц, допустивших нарушения наложено административных наказаний в виде штрафа на сумму 633,2 тыс.руб. В текущем году работа будет продолжена.

Отмечу, что нами поддержан разработанный законопроект, который предусматривает наделение надзорных органов правом оспаривать положительное заключение экспертизы как в судебном порядке, так и в экспертной комиссии Минстроя России. Это будет действенным инструментом в борьбе за качество возводимых объектов и с недобросовестными организациями, осуществляющими негосударственную экспертизу проектов. Этому насущному для региона вопросу будет посвящено тематическое совещание на примере одного из возводимых домов.

В Ивановской области решается проблема «обманутых дольщиков».

По состоянию на 01 октября 2017 года в области были нарушены права 2760 участников долевого строительства. С октября 2017 года по настоящий момент ввели в эксплуатацию 8 домов «СУ-155», решены проблемы 1957 человек (в 2018 году ключи от квартир были вручены – 1 203 «обманутым дольщикам»). Правительственная программа санации завершения строительства объектов компании «СУ-155» реализована. В настоящий момент в 10 проблемных домах заключено 1058 договоров долевого участия.

Как отметил Губернатор, в области законодательно утвержден механизм, позволяющий разрешать ситуации, связанные с невыполнением застройщиками своих обязательств перед гражданами. Это позволит решить проблему «обманутых дольщиков» в регионе к исходу 2020 года.

В настоящее время прорабатывается вопрос с астройщиками области, готовыми принять участие в решении проблем граждан – участников долевого строительства и формируется перечень земельных участков для участия в конкурсе. С этой целью перед Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области поставлена задача по подготовке соответствующих документов в первом квартале 2019 года.

Отмечу, что внесенные поправки в 214 Федеральный Закон значительно осложняют выполнение поставленных перед регионом задач. Наша цель в сложившихся условиях не допустить снижения темпов строительства и потери рабочих мест в строительном секторе региона.

На контроле также находятся и потенциально проблемные объекты, по которым не соблюдаются сроки передачи квартир гражданам. Таких домов в области – 7.

СПРАВОЧНО:

1. Многоквартирный жилой дом 2-я очередь строительства, по адресу: г. Иваново, на пересечении 3 Полетная и 1 Полевая (2-я линия от Лежневской);

2. Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Иваново, ул. Короткова, д. 48;

3. Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Иваново, ул. Зеленая;

4. Здание смешанного использования по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Сосневская, СТ «Меланж-18»;

5. Многоквартирный жилой дом 1 очереди стр-ва комплексной застройки м. Авдотьино, г. Иваново (1.2.3 этап стр-ва), г. Иваново, ул. Апрельская, д. 95;

6. Многоквартирный жилой дом, г. Иваново, Постышева, д. 12;

7. Многоквартирный жилой дом , г. Иваново, Бакинский проезд.

ВСЕГО: 422 договора долевого участия.

В 2019 году Комплексом строительства Ивановской области будет начата работа по корректировке схемы территориального планирования Ивановской области, по созданию единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Главам муниципальных образований предлагаю проанализировать качество генеральных планов, правил землепользования и застройки, так как существующие документы не соответствуют современным требованиям. Хочу отметить, что есть поручение Президента Правительству РФ по этому вопросу, которое направлено на расширение возможностей органов власти более оперативно решать вопросы внесения изменений в документы территориального планирования.

Задача актуальная, важная, наиболее плотно будем работать с областным центром, в том числе с решением проблемы, связанной с высотностью возводимого жилья, развитием застроенных территорий, а также инженерной и транспортной инфраструктуры. Отсутствие глубоко проработанных документов территориального планирования не позволит нам обеспечить устойчивое развитие территорий.

В 2018 году проведена серьезная работа по объектам с упущенными нормативными сроками строительства. Так, к настоящему времени откорректирована проектно-сметная документация и возобновлено строительство детских садов – долгостроев в Кинешме и Шуе (на 220 мест каждый); продолжено строительство школы на 150 мест в Родниковском и на 700 мест в Савинском районах в рамках федеральной программы; продолжено строительство еще одного долгостроя – физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в г. Родники. Все объекты обеспечены финансированием и планируются к вводу к 1 сентября 2019 года.

Привлечены средства федерального бюджета на завершение строительства еще одного долгостроя – Дворца игровых видов спорта в г. Иваново. В период с 2019 по 2020 на эти цели в бюджете Российской Федерации предусмотрено 778,6 млн. руб.

В 4 квартале 2018 года началась активная фаза реализации проекта по строительству очистных сооружений на производстве перевязочных материалов в моногороде Наволоки. На эти цели в рамках соглашения с некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» предусмотрены средства Фонда в объеме 252,3 млн. руб.

Успешное завершение строительства объектов позволит области получить дополнительные федеральные средства на строительство социально-значимых объектов в последующие годы.

Отмечу, что Губернатором принято решение о выделении дополнительных средств на реконструкцию хирургического корпуса в г. Гаврилов-Посад. Считаю эту задачу приоритетной, поскольку она является заделом на будущее по приведению объектов здравоохранения к требованиям времени. Каждый рубль в этот объект должен принести максимальную отдачу.

В 2019 году на объекты капитального строительства предусмотрено 1,7 млрд. рублей, из них 877,4 млн. рублей привлечено из федерального бюджета. Выделены дополнительные средства областного бюджета в сумме 39,7 млн. руб. на подготовку перспективной проектной документации в целях своевременного формирования заявок на участие Ивановской области в федеральных целевых и государственных программах. В настоящее время разработан и утвержден Перечень мероприятий по разработке проектной документации в 2019 году. Проведенная работа позволит привлечь в регион в 2019-2021 годах порядка 3 млрд. руб. федеральных субсидий.

Отмечу, что в соответствии с национальным проектом «Цифровая экономика», с 2021 года заявки на привлечение федеральных средств будут приниматься только по объектам, проектно-сметная документация на которые разработаны с использованием технологии бим-моделирования. И мы уже сегодня должны понимать, кто будет это делать.

В 2019 году Комплексом строительства Ивановской области будет продолжена реализация программы «Формирование комфортной городской среды».

СПРАВОЧНО: Объем субсидии Ивановской области на реализацию проекта в 2019 году увеличен до 354,9 млн. руб., в том числе 351,5 млн. за счет федерального бюджета. С учетом привлекаемых федеральных и внебюджетных средств на формирование комфортной городской среды в 2019 году будет направлено более 500 млн.руб.

В настоящее время решены все организационные вопросы по реализации приоритетного проекта в 2019 году, разработан соответствующий план мероприятий, исполнение которого является неукоснительным требованием к участникам проекта 2019 года.

СПРАВОЧНО: В 2018 году благоустроено 106 дворовых территорий 19 общественных пространств и 2 парка.

Одним из важных направлений является строительство на селе. Более 243 млн.рублей было выделено на эти цели в 2018 году, что позволило построить 115 км газопроводов в 27 сельских населенных пунктах.

В 2019 году из областного бюджета на цели газификации выделено 176,7 млн.руб.(планируется построить около 28  км распределительных газопроводов в 13 населенных пунктах для газификации более 300 домовладений).

По этому направлению деятельности прошу Вашего поручения уважаемый Станислав Сергеевич, о проведении отдельного совещания в целях актуализации планов-графиков газификации Ивановской области.

Основными приоритетными направлениями деятельности Комплекса строительства в 2019 году станут:

- сохранение темпов развития жилищного строительства в условиях перехода на проектное финансирование;

- восстановление нарушенных прав граждан-участников долевого строительства;

- реализация региональных проектов «Жилье», «Ипотека», «Формирование комфортной городской среды»;

- увеличение количества семей, улучшивших свои жилищные условия;

- достижение уровня доступности жилья для жителей региона (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м и среднего годового совокупного дохода семьи, состоящей из 3-х человек);

- развитие индивидуального жилищного строительства;

- совершенствование ценообразования в строительстве;

- повышение инвестиционной привлекательности региона за счет реализации мероприятий, направленных на оптимизацию административных процедур;

- реализация мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

- обеспечение технологического присоединения объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством;

- корректировка схемы территориального планирования Ивановской области и организация функционирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Доклад окончен. Спасибо за внимание!