Уважаемый Станислав Сергеевич!
Уважаемые участники заседания!
Проблема охраны окружающей среды является наиболее острой глобальной проблемой, затрагивающей все страны и регионы. В Российской Федерации на высшем государственном уровне проблемам экологии уделено значительное внимание.
На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 года направление «Экология» вошло в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации. В 2017 году в Год Экологии утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Майским Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 октября 2018 года поручено разработать национальные проекты, в том числе в сфере экологии.
Основными целями экологического развития являются обеспечение эффективного обращения с отходами производства и потребления, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление водных объектов, сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания новых особо охраняемых природных территорий.
Несмотря на то, что Ивановская область в экологическом плане является достаточно стабильным регионом, горячих болевых точек у нас достаточно. И в первую очередь это территории с накопленным экологическим ущербом. Основной причиной их возникновения стали брошенные и теперь бесхозяйные объекты от прошлой хозяйственной деятельности, в основном химической промышленности.
Проведенная Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области совместно с муниципалитетами инвентаризация выявила на территории региона 25 объектов накопленного вреда окружающей среде:
- 15 объектов рекультивации санкционированных и несанкционированных свалок;
- 10 объектов прошлой деятельности химических и сельскохозяйственных предприятий.
Из общего числа выявленных объектов – 7 расположены в опасной близости от реки Волга на территории городского округа Кинешма и Заволжского района.
С целью проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде все выявленные объекты прошлого экологического ущерба включены в утвержденный приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волга на территории Ивановской области». Паспортом проекта предусмотрено решение ключевых задач по снижению антропогенного воздействия, в том числе ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, представляющих экологическую угрозу водным объектам Волжского бассейна. Поддержка данных мероприятий на федеральном уровне планируется в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы.
В Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлена заявка по 11 объектам накопленного вреда, находящимся в Южском, Комсомольском, Юрьевецком и Заволжском муниципальном районах. Но при этом шанс получения субсидий из федерального бюджета возникает после внесения объектов накопленного вреда в соответствующий государственный реестр и только при наличии проектно-сметной документации, а также возможности софинансирования. Из 25 объектов только у 4 сегодня имеется разработанная проектно-сметная документация.
В этой связи считаю целесообразным в рамках государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области» разработать подпрограмму, предусматривающую мероприятия по субсидированию муниципалитетов и направленных на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, в том числе разработку проектной документации. Прошу поддержать данное предложение.
Хочу обратить внимание, что в настоящее время все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, должны быть учтены в соответствующем реестре и проклассифицированы по категориям в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду. Данное нововведение призвано перестроить всю систему экологического нормирования. С 1 января 2020 года будут применяться повышающие коэффициенты при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду по отношению к объему или массе выбросов загрязняющих веществ. Это должно стимулировать предприятия к совершенствованию технологий производства, реконструкции очистных сооружений, установке газо-и пылеулавливающих конструкций, переходу к наилучшим доступным технологиям. По планам Министерства природных ресурсов с 2019 года первые 300 компаний – основных загрязнителей –должны перейти на наилучшие доступные технологии.
На 1 июня текущего года в Государственный региональный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, находящихся на территории Ивановской области, включены 1351 объект, подлежащий региональному экологическому надзору, и 476 объектов федерального надзора.
В их числе объекты, которые реально являются болевыми точками для жителей области. Это и принадлежащий ООО «Заволжский химический завод органического синтеза» шламонакопитель в Заволжском районе, завод по производству полимерной пленки ООО «Ивановская полимерная компания», ОАО «Ивановский техуглерод и резина» в Ивановском районе и ООО «МИРтекс» в Фурманове. В отношении этих объектов в рамках экологического надзора постоянно проводится мониторинг и контрольно-надзорные мероприятия.
В рамках региональной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области» на территории региона реализуются мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов.
С 2007 года за счет средств федерального бюджета проведена расчистка русел рек Шохонки в Приволжском районе, Змейки в Фурманове, Уводи в Иванове, Палешки в Палехе, Вергузы в Ивановском районе, Вязьмы в Тейково.
В этом году приступили к расчистке русла реки Теза в городе Шуя. Всего на эти цели до 2020 года будет направлено порядка 20 млн. рублей.
Определяющим фактором воздействия деятельности человека на качество поверхностных вод является сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод практически во все водотоки – большие и малые – Ивановской области.
Основными «загрязнителями» являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства и неорганизованные поверхностные стоки с загрязненных территорий. Мероприятий экологической реабилитации водных объектов малоэффективны без строительства, реконструкции и модернизации очистных сооружений. Региональный приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волга на территории Ивановской области» предусматривает реализацию 20 инфраструктурных проектов, которые позволят сократить поступления загрязненных сточных вод в водные объекты волжского бассейна. На реализацию данных мероприятий требуется порядка 6 млрд. рублей, из них 2,8 млрд. рублей – внебюджетные источники.
В текущем году Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие комплексов очистных сооружений и систем водоотведения Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды» планируется разработка проектно-сметной документации по реконструкции биологических очистных сооружений сточных вод в городе Заволжск. На эти цели будет направлено 7,3 млн рублей.
В дальнейшем мероприятия подпрограммы предусматривают предоставление субсидий муниципальным образованиям Ивановской области как на разработку проектной и рабочей документации на строительство и реконструкцию комплексов очистных сооружений и систем водоотведения, так и на реализацию таких проектов.
Одной из основных задач национального проекта по экологии является сохранение и воспроизводство лесов.
В связи с проведением в Российской Федерации Года экологии плановый объем лесовосстановительных мероприятий на 2017 год на территории лесного фонда Ивановской области был увеличен до 5000 га. Эти работы выполнены на 100,2%. Основной объем лесовосстановительных мероприятий на площади 4719,2 га выполнен арендаторами лесных участков.
В 2018 году по итогам завершения весенних лесовосстановительных работ, Ивановская область занимает 1 место среди субъектов Центрального федерального округа по выполнению весенних лесовосстановительных работ.
В заключительной части своего выступления хочу отметить, что все мероприятия по охране окружающей среды являются весьма затратными.
Вместе с тем в консолидированный бюджет поступают средства в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за нарушения природоохранного законодательства, возмещения вреда окружающей среде по искам контрольно-надзорных органов. Полагаю было бы разумно указанные средства направлять на реализацию природоохранных мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, строительство очистных сооружений, рекультивацию земельных участков, лесовосстановление.
Вопрос целевого использования средств, поступающих от природопользователей, в настоящее время не решается, поскольку бюджетное законодательство делает невозможным целевое направление средств оплаты за негативное воздействие на окружающую среду на реализацию мероприятий по снижению этого воздействия.
Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в Ивановской области за 2017 год составило 30,1 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 1,5 млн рублей (5%), в региональный бюджет – 12,0 млн рублей (40%), в муниципальные бюджеты – 16,6 млн рублей (55%). Только в рамках контрольно-надзорной деятельности Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области в местные бюджеты поступило 3,5 млн. рублей взысканных штрафов.
Одновременно с этим, объем средств областного бюджета на природоохранные мероприятия по двум государственным программам Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области» и «Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области» составляет всего 6 млн рублей. Часть этих средств направляется в виде субсидий муниципальным образованиям на капитальный ремонт гидротехнических сооружений.
На федеральном уровне, начиная с 2015 года, обсуждается вопрос по формированию экологических фондов в Российской Федерации. Минприроды России неоднократно отмечало необходимость целевого использования средств от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и других природоохранных платежей для реализации конкретных природоохранных мероприятий.
Полагаю целесообразным Ивановской области поддержать инициативу Министерства, а до решения на федеральном уровне вопроса по созданию экологических фондов, при формировании областного и местных бюджетов, учитывать объемы поступивших средств за негативное воздействие на окружающую среду и других природоохранных платежей и направлять их в не меньшем объеме на природоохранные мероприятия.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.