В Иванове стартовали общественные обсуждения проектов преображения ключевых территорий – улицы Лежневская и Шереметевского проспекта

Развитие ключевых городских территорий – основных транспортных магистралей города Иваново – улицы Лежневская и Шереметевского проспекта и прилегающих к ним территорий – обсудили губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский и глава города Иваново Владимир Шарыпов с архитекторами, историками и краеведами, представителями студенческого и преподавательского сообщества, бизнеса.

Дискуссия с архитекторами и экспертами-урбанистами продолжила серию встреч, посвященных обсуждению развития различных сфер жизни города Иваново, сохранения его культурного и исторического наследия. Так, в начале недели Станислав Воскресенский пообщался с представителями креативного сообщества.

Вектор обсуждения задал заведующий научно-образовательным центром «Городские и региональные исследования», доктор философских наук, профессор кафедры философии Михаил Тимофеев. Он обозначил приоритеты развития города с точки зрения становления Иванова, основных исторических вех, успехов и опыта. По его мнению, университетская среда – студенты, преподаватели, ученые – это основной символический капитал Иванова. Именно они должны генерировать изменения города, заряжать его развитие своей энергией.

Станислав Воскресенский согласился, что городу для перезагрузки нужно использовать потенциал ивановских вузов. Работа в этом направлении уже началась: на территории региона работают над созданием научно-технологической долины на базе Ивановского государственного энергетического университета. К этому проекту уже подключились Правительство России и крупные энергетические компании страны.

Еще одной знаковой точкой, по мнению Михаила Тимофеева, является железнодорожный вокзал, который, напомним, после масштабной реконструкции вернул свой исторический облик с его эстетикой конструктивизма. И все последующие проекты важно стилистически связать с этим историческим объектом.

Основываясь на этих двух приоритетах, Михаил Тимофеев высказал мнение, что преображение главных магистралей города – улицы Лежневская и Шереметевского проспекта – имеет первостепенное значение для дальнейшего развития города Иваново.

Проект реконструкции улицы Лежневская – основной магистрали города – представили начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрий Вавринчук и архитектор Карина Харьковская.

Сегодня Лежневская улица – самая аварийная улица в городе. За прошедшие три года здесь произошло 189 ДТП, из них три с летальным исходом, 300 человек получили ранения различной тяжести. Между тем, в прилегающих к Лежневской кварталах проживает порядка 80 тысяч человек. Вдоль магистрали расположены многочисленные объекты инфраструктуры – школы, детские сады, объекты здравоохранения, торговые центры, кафе, рестораны, гостиницы, кинотеатры. Протяженность реконструируемого участка – более 8,5 км – от въезда в Иваново с трассы М7 и до Шереметевского проспекта. Проект затрагивает не только саму Лежневскую, но и прилегающие к ней территории и улицы, которые являются ее продолжением, например, Багаева и 10 Августа. Дмитрий Вавринчук отдельно подчеркнул, что реконструкция затронет только дорогу и тротуары вдоль нее, она не коснется находящихся на Лежневской зданий.

«Но проект комплексный, мы не просто меняем асфальт, бордюры, строим остановки, мы создаем новую доступную среду, в том числе на прилегающих территориях, – рассказал Дмитрий Вавринчук. – Предполагается обустройство полос для общественного транспорта, парковок, модернизация перекрестков, а также повышение безопасности дорожного движения за счет разделения встречных потоков, создания островков безопасности».

В рамках реконструкции также будут создаваться дороги-дублеры, планируется новая схема организации движения. Обязательная составляющая проекта – мероприятия для повышения безопасности: размещение комплексов фото-видео фиксации, видеонаблюдения.

Мэр города Владимир Шарыпов также поддержал планы по реконструкции. Он отметил, что Лежневская – знаковая улица, для города, который имеет несколько центров. «Безусловно, Лежневская после реконструкции станет одной из точек притяжения и поможет развиваться городу, в том числе бизнесу», – добавил он. Также Владимир Шарыпов обратил внимание, что в рамках реконструкции улицы Лежневская предусмотрено устройство велодорожек – запрос на развитие такой инфраструктуры сегодня достаточно высокий.

Проект реконструкции улицы Лежневская разработан при участии архитекторов. Именно они спроектировали остановочные павильоны и тротуары, их внешний облик и дополнительный функционал. Архитектурную составляющую проекта представила Карина Харьковская. Девушка родом из Иванова, но в 16 лет переехала учиться в Москву. Вернувшись в город в прошлом году в разгар пандемии коронавируса и пожив здесь, Карина приняла решение остаться и предложила свои знания и опыт в части развития городской среды. По ее словам, после реконструкции улица Лежневская должна стать комфортной не только для автомобилистов, но и для пешеходов. За концепцию обустройства остановочных павильонов и тротуаров взят стиль авангарда, характерные для него цвета, фигуры и линии использовались при проектировании малых архитектурных форм.

Станислав Воскресенский подчеркнул, что приведение в порядок этой улицы назрело давно. Проект разбит на семь этапов, скорее всего с его реализацией уложиться в один год не получится. Первый участок – от въезда в город с трассы М7 до пересечения с проспектом Текстильщиков – в высокой степени готовности. Эта часть проекта более утилитарна, здесь не предполагается изменений в части благоустройства. «Важно быстрее договориться с Минтрансом России [о ремонте этого участка], и начинать его делать. Что касается остальных этапов, считаю, это надо широко обсудить с горожанами. Настаиваю на этом. Время у нас есть», – подчеркнул Станислав Воскресенский.

Он попросил разработчиков проекта в доступной для жителей форме презентовать проект и получить обратную связь, а к наиболее важным участкам привлечь общественность уже на этапе проектирования. «На что я хочу обратить внимание. В первую очередь, людям должно быть удобно. Я прошу коллег обязательно собрать обратную связь, перед тем как мы начнем это реализовывать. Важно все сделать по уму и правильно, поскольку реконструкция делается на десятилетия», – подчеркнул Станислав Воскресенский.

Обсуждение проекта началось непосредственно на встрече. Михаил Тимофеев обратил внимание на оформление колонн в здании Ивановского вокзала, которое выполнено в стиле ивановских агитационных ситцев. Стилистика принтов знаменитых ивановских ситцев использовалась и при оформлении надписи «Иваново», установленной на одной из кольцевых развязок финального участка Западного обхода города Иваново. Он предложил использовать этот же стиль при оформлении остановочных павильонов.

Существенная часть вопросов от общественности касалась содержания предлагаемых объектов. Участники встречи попросили обязательно учесть климатические особенности города, в частности, возможные продолжительные снегопады. Одна из прозвучавших идей – установка снегоплавильных установок. Станислав Воскресенский предложил не сбрасывать ее со счетов, губернатор дал поручение тщательно просчитать стоимость уборки улицы от снега с учетом самого сложного из возможных климатического прогноза, и на основе этих данных принять решение о способе зимнего содержания магистрали.

Реконструкцию улицы Лежневская территориально продолжает проект создания Студенческого кампуса на Шереметевском проспекте. Пока проект находится в самой начальной стадии разработки, однако участники встречи одобрили и поддержали необходимость преображения этой территории. Как отметила директор Центра территориального развития София Познанская, Шереметевский проспект – уникальная улица, архитектурный облик которой формируют учебные заведения и научные учреждения, в других крупных городах такой особенности нет. Именно в этой части города сосредочен тот самый символический капитал Иванова – студенты, ученые, преподаватели вузов. Именно для них в рамках преображения проспекта предлагается создать новое пространство с тематическими зонами, открытыми лекториями, озеленением.

Станислав Воскресенский по традиции попросил обсудить проект с общественностью, в первую очередь, со студентами, преподавателями, учеными. «Надо обсудить со студентами и молодыми учеными, которые у нас трудятся в вузах, с теми, кто и формирует так называемый университетский квартал. Самое главное, чтобы в итоге было удобно ребятам. Для меня индикатор будет – позиция людей, которые учатся и преподают в университетах. Как они скажут, так и предлагаю сделать. Ребята должны стать соавторами проекта», – сказал Станислав Воскресенский.

Обсуждение состоится уже в ближайшее время. По предложению студентов из Ивановского государственного химико-технологического университета межвузовскую встречу проведут на базе ХимТеха.

Добавим, в рамках встречи также затронули продолжение внедрения дизайн-кода, развитие сети велодорожек, проект преображения квартала мануфактур.