Дорогие друзья!
В октябре 2017 года я начал работать в Ивановской области, а два года назад большинство наших жителей поддержали меня на выборах губернатора. Я очень благодарен людям за поддержку, чувствовал и чувствую ее всё время своей работы.
Нам вместе с вами удалось решить несколько задач. Транспортно связали область с важными для нашей жизни городами. Наладили скоростное железнодорожное сообщение с Москвой, связались с Петербургом ежедневным авиасообщением. Отремонтировали дорогу на Нижний Новгород, заканчиваем дорогу на Ярославль. Наконец соединили городские округа нашей области с областным центром нормальными дорогами. В целом за 2018, 2019 и 2020 годы отремонтируем дорог больше, чем за предшествующие 5 лет.
Разобрались с брошенными в прошлые периоды стройками важных социальных объектов – все они, подчеркиваю – все они – либо достроены, либо строительство завершается в этом году. Речь о детских садах в Кинешме, Шуе и Кохме, школах в Савине и Каминском, физкультурно-оздоровительном комплексе в Родниках, дворце игровых видов спорта в Иванове. Вместе с РЖД привели в порядок железнодорожный вокзал областного центра – крупнейший, а теперь и без преувеличения – самый красивый вокзал на Северной железной дороге.
Занялись обновлением материальной базы здравоохранения – впервые с 2013 года закупили более 500 единиц медицинского оборудования, на 90% обновляется парк машин скорой помощи, начали строить современные ФАПы, ремонтировать поликлиники и больницы, ввели льготы для выпускников медицинской академии, чтобы оставались работать у нас в регионе. И таких выпускников в прошлом году было более чем в 2 раза больше от уровня прошлых лет.
Начали преображение наших малых городов и областного центра, создали пространства в Гавриловом Посаде, Лежневе, Юрьевце, Палехе, Плесе. Проекты Палеха, Гаврилова Посада, Юрьевца были признаны одними из лучших в России. В этом году ведем работы в Кинешме, Шуе, Вичуге, Тейкове, Юже. На прошлой неделе выиграли гранты на создание комфортных пространств в Комсомольске, Родниках и Приволжске. Включили Кинешму и Шую в федеральную программу преображения исторических городов.
Добились привлечения международных инвестиций в сферу ЖКХ – реконструируем систему подготовки воды в Иванове, что позволит улучшить качество воды в городе почти у 70 процентов жителей. А в этом году практически избавились от ржавой воды в Приволжске – там построили современную станцию обезжелезивания.
В экономике поддержали наши работающие предприятия, восстановили работу некоторых из них. Отдельно начали привлекать крупные российские компании, например, СОГАЗ, ИНТЕРАО, Россети переводят свои офисы к нам и создают рабочие места именно у нас, в Ивановской области. Добились притока инвестиций в сельское хозяйство, возвращаем брошенные земли в оборот.
В целом в 2019 году мы с вами добились рекордного за 10 лет роста инвестиций почти 25% – лучший показатель в Центральной России в 2019 году. А инвестиции сегодня – это завтра рабочие места.
И наконец – в этом году вернули в бюджет пропавшие много лет назад деньги – более 700 млн рублей, тем самым перевернули страницу нерачительного отношения к деньгам налогоплательщиков.
То есть фактически мы с вами стали создавать фундамент для устойчивого развития Ивановской области в будущем.
Но эпидемия коронавируса в 2020 году вносит коррективы в нашу жизнь. В этом году весь мир, как и Россия, столкнулись с проблемами. Эпидемия жестко проходится по судьбам людей. Речь не только о здоровье, но и о потере доходов, людям стало жить еще труднее. Для некоторых семей испытания оказались жестче, чем даже в 90-е годы из-за невозможности несколько месяцев работать.
Понимаю, как тяжело далась пандемия многим людям – эмоционально тяжело дома сидеть, да еще и терять доходы. Но ограничения были вызваны необходимостью защитить здоровье и жизни людей. Там, где ограничения снимались попросту популистски, основываясь на эмоциях, а не фактах – там происходит реальный рост и заболеваемости, и смертности. Мы с вами действовали аккуратно, решения принимались на основе оценки реальной ситуации. И дальше будем действовать именно так.
В результате наших действий по итогам 1 полугодия мы – единственный регион среди соседей и один из немногих регионов в стране, где общая смертность не выросла, а снизилась. А значит результат нашей работы – сохраненные человеческие жизни.
Кризис обнажил глубокие проблемы Ивановской области, которые возникли не вчера. И сегодня хочу сосредоточиться именно на главной проблеме – нехватке рабочих мест и низких доходах людей.
Прежде чем поговорить о том, как решать эти проблемы, давайте разберемся, как область оказалась в таком положении. Ведь еще в конце 20-го века мы были промышленно развитым регионом, а слава о предприятиях гремела на всю страну.
Развал СССР пережили в Ивановской области тяжелее всего. В отличие от других регионов – в 90-е получили тройной шок.
Первый шок – политический крах СССР. Иваново – родина первых советов, советский период сопровождался, конечно, повышенным вниманием центра, и деньги направлялись в инфраструктуру, в образование, в здравоохранение, в культуру. С развалом СССР этого не стало.
Второй шок – экономический коллапс и потеря доходов в 90-х, его переживали во всех регионах страны.
И третье – это важно – по времени с развалом СССР совпала перестройка мировой текстильной отрасли – перевод индустрии в Азию, и, как следствие, падение зарплат. То есть если бы даже Советский Союз не развалился, в 90-е в текстильной отрасли доходы упали бы в любом случае.
Эти три шока привели ко многим негативным последствиям, к оттоку людей из региона и к тому, что демографическая яма была глубже, чем в среднем по стране в 90-е годы. По этой и ряду других причин в первое десятилетие 21 века не смогли – в отличие от ряда других регионов центральной России – в полной мере воспользоваться возможностями, которые открылись на фоне динамичного роста экономики всей страны. В итоге имеем что имеем – одни из самых низких показателей по уровню зарплат и скрытую высокую безработицу. А это означает недостаточные доходы бюджета, недофинансирование социальной сферы, которое многие ощущают на себе.
Формально низкая безработица в прошлые годы – это просто люди работают вахтами. Благодаря развитию информационных систем мы видим, что таких людей у нас около 60 тысяч! Это более 10% трудоспособного населения. Многие люди были заняты нелегально, в период пандемии, когда потеряли работу, не смогли даже получить поддержку, так как не смогли подтвердить доходы.
В этом году город Иваново удостоился звания Города трудовой доблести – это заслуга старшего поколения. Мы гордимся нашими текстильщиками, которые во время войны одели почти всю советскую армию. «В труде как в бою» – под этот лозунг в тяжелое для страны время встали все предприятия Ивановской области. Работали на износ, не жалели себя не только в военное время ради Победы, но вообще всю жизнь так работали.
Присвоение звания Города трудовой доблести – это не только почет, но и ответственность для нынешнего поколения перед нашей Ивановской областью. Наша задача – оправдать это звание и сделать так, чтобы люди труда – те, кто добросовестно делает свое дело – независимо от профессии – жили достойно.
Поэтому стержнем работы всех уровней власти в регионе в ближайшие годы должно стать именно создание рабочих мест.
Наши средства ограничены и мы должны по максимуму, с полной отдачей использовать, что есть и консолидировать ресурсы для решения первоочередных задач.
В этой связи предлагаю сделать несколько вещей.
Первое. Очереди инвесторов в регионы не стоят, у нас должен быть лучший инвестиционный климат в центральной России. Те, кто хочет у нас предпринимать, должны чувствовать поддержку и испытывать минимальное вмешательство проверяющих структур. Мы уже растем в национальном рейтинге инвестиционного климата, но должны быть в топ-10 по стране.
Для этого как на региональном, так и на муниципальном уровне поручаю создать штабы по улучшению инвестиционного климата. Задача – помогать предприятиям создавать рабочие места, решать проблемы с бюрократией, с подключением к сетям, с получением земли.
Предлагаю навести порядок с мерами поддержки экономики – в диалоге с предпринимателями проанализировать и понять, что у нас работает, а что нет. Вместе выработать решения, которые закрепим в законах и постановлениях. Действовать при этом максимально предсказуемо.
Вообще планы по развитию должны корректироваться в тесном диалоге с предпринимателями. Надеюсь на тесную работу с бизнес-клубами и объединениями предпринимателей.
Предлагаю также принять закон об инвестиционном налоговом вычете, который позволит по крупным инвестициям получать уменьшение не только региональных, но и федеральных налогов – такая возможность появилась у нас благодаря федеральному законодательству.
Второе. В этом году наши текстильщики и швеи, как и в военные годы, внесли свой вклад в спасение жизней. Во время пандемии быстро разработали и произвели новые ткани с защитными свойствами, развернули производство необходимых стране средств индивидуальной защиты. Обеспечили жизненно необходимой продукцией врачей и жителей не только нашей области, но и других регионов России. Благодарю всех работников за ваш самоотверженный труд в период пандемии.
Для развития нашей главной отрасли – легкой промышленности – мы в этом году добились ряда решений Президента страны. Результаты не заставили себя ждать – после принятых в мае решений несколько наших предприятий реализуют инвестиционные проекты. Создают новые рабочие места. Пришли инвесторы из-за рубежа, в частности – компании из Турции начинают работать в Кинешме и Родниках.
Но отрасль во всем мире меняется – открываются новые возможности, растут продажи онлайн. Если в 90-х годах перестройка отрасли привела к падению доходов, то сейчас наоборот, есть возможность поправить положение дел. Для этого будем сотрудничать с ведущими онлайн платформами с тем, чтобы обеспечить наращивание продаж не только в России, но и на мировом рынке. Такую работу мы начали с компанией Вайлдберриз, которая в августе приняла решение о строительстве специального технопарка именно у нас в регионе. Поможем вместе с онлайн платформами и образовательными программами нашим предпринимателям построить и продвинуть новые собственные бренды.
Кроме того, обсуждаем с Правительством России пакет мер по наведению порядка в отрасли, чтобы вывести наконец зарплаты из тени.
Третье. У нас исторически сильное высшее образование – мы должны задействовать этот потенциал для развития экономики региона.
Приведу один пример: в этом году мы договорились с Министром энергетики России и начали работать над созданием на базе Ивановского энергетического университета так называемой научно-технологической долины. Речь идет о консолидации ряда перспективных разработок в сфере электроэнергетики с последующим их коммерческим использованием. Это фактически означает в перспективе создание в регионе целой отрасли в сфере цифровизации электроэнергетики и энергоэффективности. По этим компетенциям Ивановская область может стать центром для страны, я в этом уверен, то есть создаваться компании и рабочие места в этой сфере должны именно у нас в регионе.
Пока мы в самом начале пути, но уверен, успех такого проекта в перспективе позволит создать не только новые хорошо оплачиваемые рабочие места, но и повторюсь – целую отрасль для экономики региона.
Убежден, что и в других наших ВУЗах возможны подобные проекты. Вообще вузы должны активнее сотрудничать с предприятиями и помнить, что готовят кадры, прежде всего, для экономики региона.
Для этого предлагаю создать при каждом ВУЗе орган управления – наблюдательный совет и ввести туда представителей как региональных, так и крупных федеральных предприятий. Это потребует определенных правовых и организационных действий – предлагаю сделать это в самое ближайшее время. Этот подход мы уже согласовали с министром науки и высшего образования Российской Федерации.
Четвертое. Наши люди, трудящиеся на селе, делом доказали, что сельское хозяйство может стать одной из динамично растущих отраслей Ивановской области. Пришли новые инвестиции в мясопереработку, молочную отрасль, а это рабочие места и доходы людей в сельской местности. Мы прирастаем новыми фермерскими хозяйствами – в прошлом году производство продукции нашими фермерами выросло почти на 30%. Отдельная благодарность тем, кто в трудные дни пандемии помог сформировать необходимые продуктовые наборы для тех, кто в них нуждался.
Для поддержки наших производителей мы организовали специальные ярмарки, а теперь для фермеров – и постоянно действующую ярмарку внутри одного из торговых центров города Иваново. Кроме того, считаю необходимым ориентировать государственные закупки в социальной сфере на наших производителей. Обращаю на это внимание муниципальных властей.
Но приличная часть сельхоз земель пока простаивает. Уже говорил о том, что мы за 5 лет должны ввести в оборот 150 тысяч гектар – это половина брошенных земель. Это трудная, но, подчеркну, выполнимая задача. Мы уже столкнулись с тем, что треть земель даже не оформлена. Предлагаю выделить дополнительные средства муниципалитетам на оформление таких участков. Сделать это надо в кратчайшие сроки. И снова обращаюсь к муниципальной власти: участки не держите – отдавайте в обработку тем, кто на это способен. Не задирайте цены за землю – думайте о будущем – эти деньги вернутся сполна в виде налогов.
Пятое. Положение в здравоохранении у нас тяжелое. И, конечно, мы закупаем медицинскую технику, обновляем парки [автомобилей скорой помощи], делаем ремонты, но только ремонтами, закупками техники дело не решишь. В системе не хватает специалистов, при том, что многие ресурсы в системе используются неэффективно. Мы начали кропотливую долгую работу по настройке самой системы здравоохранения. И дополнительные деньги, которые удалось вернуть в бюджет, потратим так, как решили люди, – вложим в здравоохранение. Просил общественные организации предложить перечень объектов. Обсуждал это и на встречах с людьми. В ближайшее время прошу представить мне конкретный перечень объектов. И это будет, подчеркну, только первый этап улучшений, которые мы продолжим в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Считаю, что в перспективе система здравоохранения должна стать одной из отраслей, в которой создаются рабочие места. У нас есть сильные компетенции, и сейчас уже жители других регионов обращаются к некоторым врачам именно из нашей области. Эти компетенции надо наращивать и поддерживать. Прошу совместно с медакадемией, частными компаниями представить план по привлечению инвестиций в сферу здравоохранения: как для улучшения его качества, так и для создания рабочих мест.
Наши вложения в инфраструктуру, в комфортную городскую среду в целом преумножают туристический потенциал региона. Ж/д сообщение, реконструированный вокзал, ремонты дорог. В этом году все побережье Волги – от Плеса до Пучежа соединили нормальной дорогой. С помощью федеральных программ восстанавливаем берег и преображаем бульвар в Кинешме, ремонтируем дамбу в Юрьевце.
Мы проводим с вами ряд мероприятий, которые уже известны на всю страну, но надо сделать так, чтобы жители могли иметь возможность заработать на туристах не от фестиваля к фестивалю, а постоянно. Потенциал у нас огромный: и в областном центре, и в наших малых городах. Надо настроить систему привлечения туристических потоков.
Прошу Агентство по туризму совместно с муниципалитетами выработать план по повышению доходов людей от привлечения туристов.
Теперь, самое главное, – о муниципальной власти. Это самая близкая власть к людям. Призываю глав муниципалитетов навести порядок с работой с обращениями граждан. Отписки – недопустимы, надо честно признавать и объяснять, какие проблемы решаемые, в какие сроки, а какие – пока нерешаемые. Стыдно должно быть, когда проблема двора, ремонта ямы выносится на губернатора или даже на Президента нашей страны.
Работа глав муниципалитетов очень трудна и важна, и это не только латание дыр, но прежде всего – системная работа, в том числе по созданию рабочих мест. На уровне муниципалитетов должна быть проведена работа по выявлению реального положения дел с рабочими местами и вместе с экономическим блоком правительства составлены планы по их увеличению.
Считаю, что муниципальная власть должна быть сильной и по-настоящему ответственной перед людьми. В этой связи считаю слишком коротким установленный ранее срок работы глав – 2,5 года. Предлагаю увеличить срок работы глав с 2,5 до 4 лет, чтобы муниципальные команды чувствовали себя уверенно, повысили качество работы и добивались поставленных задач. Работать при этом призываю максимально открыто и понятно для людей.
Повторю, важно, чтобы стержнем нашей совместной работы в ближайшие годы стало именно создание рабочих мест у нас в Ивановской области. И это должно стать также и одним из важных критериев, по которому будем вместе оценивать эффективность власти на любом уровне. Я уверен, что если навалимся на решение этой задачи – обязательно добьемся успеха.
Спасибо за внимание!