Ольга Антонова. Выступление на заседании итоговой коллегии Департамента образования Ивановской области
75NUMG32

Ольга Антонова. Выступление на заседании итоговой коллегии Департамента образования Ивановской области

Уважаемые коллеги!

Итоги работы региональной системы образования за 2017 год мы подводим в год 100-летия Иваново-Вознесенской губернии и 100-летия органов народного образования. На протяжении всей истории образования его главной задачей остаётся обеспечение качества. И сегодня мы с гордостью говорим, что образование в ивановском регионе стабильно развивается, сохраняя традиции российской школы и осваивая новые технологии международного уровня.

Наш регион сохраняет статус образовательного вузовского центра России. В Ивановской области 7 государственных учреждений высшего профессионального образования осуществляют подготовку кадров и для региона, и для страны в целом. Наши профессиональные колледжи готовят кадры для региональной экономики и достойно представляют систему среднего профессионального образования на национальных чемпионатах «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Соответствие международным стандартам в 2017 году доказали ивановские колледжи  легкой промышленности, сферы услуг, промышленно-экономический колледж.

В год 100-летия Иваново-Вознесенской губернии регион получил почетное право проведения Отборочных соревнований Национального чемпионата WorldSkills Russia по компетенции «Технологии моды», и уже в мае Ивановская область примет участников соревнований из 50 субъектов Российской Федерации.

Высшим достижением профессионального мастерства стала победа студентки Кинешемского технологического техникума-интерната на Национальном чемпионате среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Совместно с департаментами экономического развития и торговли, социальной защиты населения, комитетом по труду и содействию занятости населения региональный чемпионат «Абилимпикс» как одно из самых результативных мероприятий года мы будем проводить ежегодно, расширяя его географию и число участников.

Достижения наших учащихся, выпускников, образовательных учреждений и педагогов свидетельствуют о том, что мы конкурентоспособны.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в регионе и проблемы, связанные с техническим состоянием зданий образовательных учреждений, по ряду показателей мы не уступаем регионам с высоким уровнем бюджетной обеспеченности.

С 2014 года Ивановская область удерживает лидирующие позиции в Российской Федерации  по обеспеченности дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет, выполняя на 100% майский указ Президента Российской Федерации. В целом по России этот показатель по итогам 2017 года составил 98,5%.   Наша новая задача – обеспечить доступность дошкольного образования для детей до 3-х лет.

По итогам 2017 года школы Ивановской области вошли не только в ТОП-500, но и 2 из них - в ТОП-200 лучших школ России, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся – это ивановские  лицеи №33 и № 67.

Рособрнадзором по итогам 2017 года составлен рейтинг субъектов Российской Федерации по ряду показателей. Обращаем внимание, что среди этих показателей нет среднего балла ЕГЭ, который рассматривается как личное достижение обучающихся. Ивановская область – на 21 месте среди 85 субъектов Российской Федерации по доле выпускников, набравших по сумме лучших результатов ЕГЭ не менее 150 баллов по трем экзаменам (89,1%).

По доле выпускников 11-х классов, поступивших в учреждения высшего профессионального образования (80,34%), Ивановская область занимает 16 место в Российской Федерации.

Мы  вошли в число 15 регионов,  в которых педагогические коллективы наиболее объективно  относятся к выдаче медалей «За особые успехи в учении». Лучший результат в Пермском крае – всего 4,6% неподтвержденных медалей.  Показатель неподтвержденных медалей  в Ивановской области – 7,2%.

Учитывая имеющийся в регионе вузовский потенциал, мы надеемся на улучшение позиции в рейтинге по результатам Всероссийской олимпиады школьников. Пока регион находится на 40 месте в России с коэффициентом 0,5 дипломов на 1000 выпускников        9-х и 11-х классов. Напомню, что в прошлом году из 20 наших участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады один человек стал победителем, пять – призерами олимпиады. Это учащиеся школ Иванова, Кинешмы и Палеха.

С 1 сентября 2018 года на базе Ивановского областного центра развития дополнительного образования детей планируется создать региональный центр выявления и поддержки одаренных детей, которому предстоит выстроить системную работу с детьми различной одарённости и стать координатором межведомственного и  межмуниципального взаимодействия, а также координатором с федеральными центрами, в том числе с образовательным центром «Сириус».

Ивановская область по итогам 2017 года вошла в 10 лучших регионов по комплексным характеристикам региональной системы оценки качества.  Сегодня эта система включает в себя и единый госэкзамен, и основной госэкзамен, и всероссийские проверочные работы, и национальные и международные исследования качества, и другие мероприятия. Высокая федеральная оценка – это результат системной работы органов управления образованием, регионального центра оценки качества, Института развития образования и руководителей образовательных организаций.

Но нам, коллеги, есть над чем работать - над объективностью оценки педагогами школ всероссийских проверочных работ (ВПР). В зоне риска 20 школ Ивановской области. Мы вынуждены на период проведения всероссийских проверочных работ в текущем году увеличить число и общественных наблюдателей, и  контрольно-надзорных мероприятий. 

Подчеркну, что ВПР - это самая массовая оценочная процедура в системе образования, необходимая в первую очередь педагогам, методическим службам и руководителям учреждений. Результаты ВПР важны для формирования образовательных программ, совершенствования методик преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. 

Для обеспечения качественного образования школа сегодня обладает мощным информационным ресурсом, электронными сервисами, современным учебным оборудованием.  Безусловно, техника и оборудование нуждаются в постоянном обновлении, но,  в целом, коллеги, наши стартовые возможности в условиях реализации федеральной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» достаточно высоки.

По результатам мониторинга Минобрнауки России, 468 школ в Российской Федерации сегодня не подключены к Интернету.  В Ивановской области 100% школ подключены к сети Интернет.

В России 13 768 школ имеют самую низкую скорость подключения (128Кб/с). В Ивановской области  таких школ нет.  В нашем регионе 75,3% школ имеют доступ к широкополосным каналам сети Интернет на скорости не менее 2 Мб/с,  37,1% школ – на скорости 20 Мб/с. 

В программе «Цифровая экономика в Российской Федерации» поставлена амбициозная задача - к 2024 году обеспечить доступ к Интернету на скорости не менее 100 МБ/с.  Эту задачу предстоит решать и нашему региону во взаимодействии с Департаментом развития информационного общества и органами местного самоуправления с участием поставщиков услуг  связи.

Наш регион одним из первых начал внедрять электронные ресурсы в организацию образовательного процесса. С применением дистанционных технологий на территории области обучаются почти 16 тысяч  школьников из 150 школ.

Сегодня «Электронная школа» представлена сервисами  «Электронный журнал», «Электронный дневник», «Электронная проходная», «Электронная столовая», «Электронная библиотека».  В 2017 году в школах    Иванова, Кинешмы, Фурманова успешно реализуется проект «Ладошки» с использованием биометрической технологии оплаты питания.

В течение четырех лет муниципальные услуги по зачислению детей в 1 класс и постановке на  учет в дошкольные учреждения осуществляются в электронном виде,  доля родителей, подающих заявления через портал госуслуг,  с каждым годом растет:  она  увеличилась с 48,3% в 2016 году до 76,1% в 2017 году.

Кроме того, органы исполнительной власти  начали работу с единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО) и  Федеральным реестром инвалидов (ФРИ),  все образовательные организации  продолжают работу с региональным сегментом информационной системы «Контингент», вслед школы за учреждениями профобразования должны с 1 сентября 2018 года включиться  в работу по наполнению системы Федерального реестра документов об образовании (ФРДО).

С помощью передовых телекоммуникаций мы должны открыть нашим гражданам все возможности цифрового мира. Такую задачу обозначил      В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

На государственном уровне перед регионами ставятся непростые задачи, решая которые мы продвигаемся вперед. Одной из таких задач  является обеспечение заработной платы педагогических работников в соответствии с  Майскими указами Президента.

Региональные власти все эти годы выполняют свои обязательства перед педагогами всех уровней образования по обеспечению заработной платы.

В 2018 году в бюджете области  предусмотрены  необходимые средства на доведение уровня заработной платы до уровня  средней по региону  для всех категорий педагогических работников, также средства на повышение с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда.

Все вопросы заработной платы педагогических работников Департамент образования решает в тесном взаимодействии с областной и местными организациями профсоюза работников образования и науки. Наша совместными усилиями проводимая разъяснительная работа требует дальнейшего продолжения.  Ещё раз подчеркну, что в расчет средней зарплаты педагогов включается заработная плата административно-управленческого аппарата, что средняя зарплата достигается за счет значительного увеличения нагрузки на педагога (до 2-х ставок), что критерии  стимулирования труда педагогов конкретного образовательного учреждения невозможно изменить. Отмечу, что заработная плата руководителей образовательных учреждений выросла с 2016 года лишь на 2,07%, а не на 30%, как звучит порой на дискуссионных площадках (2017 - 35 807,4 рублей,   2016 - 35 079,6 рублей), а средняя нагрузка педагогов школ составляет 1,3 ставки, что соответствует 23,5 часам педагогической нагрузки в неделю, а не 36 часам.

Говоря в целом о финансировании отрасли образования в Ивановской области отмечу, что в 2018 году рост финансирования  по сравнению с 2017 годом  увеличился на 1,4 млрд. руб. или  22,9%. Коллеги, важно на всех уровнях управления образованием эффективно использовать целевые средства.

Регион включился в реализацию  3 федеральных проектов в сфере  «Образование», которые позволят привлечь в регион федеральные средства.

Коротко об участии региона в проектах.  В рамках проекта «Создание современной образовательной среды для школьников»  Ивановской области на 2018-2020 годы выделено почти 695 млн. рублей из федерального бюджета на строительство двух средних школ, которое началось в 2017 году  - в пос. Савино на 700 мест и в с. Каминский Родниковского муниципального района на 150 мест. В целях недопущения долгостроев главой региона принято решение завершать строительство Каминской школы за счет областных средств и ходатайствовать перед федеральными ведомствами о перераспределении средств федеральной субсидии на строительство начальной школы на 350 мест в густонаселенном Московском микрорайоне в городе Иваново. Департамент образования при поддержке областного правительства прорабатывает этот вопрос с федеральными ведомствами.

Напомню, что в регионе отсутствуют школы, работающие в три смены, при этом доля школьников, обучающихся во вторую смену, увеличилась с 8,8% в 2016 году до 9,2% в 2017 году. Это связано, в том числе, с высокой степенью износа зданий школ, большинство из которых построено свыше 50 лет назад.  Так на особом контроле органов власти находятся школьные здания  лицея им. Фурманова в городе Кинешма, начальной школы Заволжского лицея  и школы №3    г. Заволжска,  Верхнеландеховской школы и школы №4 г. Шуи . Несмотря на то, что ответственность за содержание зданий лежит на муниципальных органах исполнительной власти, в госпрограмму развития образования Ивановской области включено отдельное мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субсидий муниципальным бюджетам на проведение ремонта в зданиях образовательных учреждений. 

В рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей»  Департаментом образования привлечены средства федерального и областного бюджетов в сумме 83,5 млн.руб. на создание детского технопарка «Кванториум». Опорной площадкой определено муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества «Новация» г. Иваново, работа которого, по оценке Агентства стратегических инициатив, является одной из лучших региональных практик в стране. О проекте подробно расскажут коллеги из города Иваново.

Обращаем ваше внимание на показатели участия детей в реализации программ технической направленности. Несмотря на положительную динамику, эти показатели остаются  у нас низкими. Изменить ситуацию с  развитием детского технического творчества и подготовкой инженерных кадров для экономики региона позволят создание и функционирование детского технопарка в регионе и использование техномобиля в рамках реализации грантового проекта фонда «Доброе дело».

В рамках проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»                     с 1 сентября 2017 года  9 профессиональных образовательных организациях приступили к подготовке кадров по новым федеральным государственным образовательным стандартам по профессиям из перечня ТОП-50 – «сварщик» и «повар, кондитер». В 2018 году внедрение новых ФГОС среднего профессионального образования планируется по 7 специальностям, в 2019 – по 4 специальностям. Данные мероприятия требуют значительных финансовых вложений. Так в 2017 году 18,8 млн. руб. было направлено на модернизацию учебно-материальной базы только по одной профессии «повар, кондитер», в том числе 2,5 млн.руб. из внебюджетных средств.

В 2018 году планируется участие региона в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам  Ворлдскиллс Россия, пилотная апробация профессионального обучения школьников на базе учреждений профобразования. Это новые проекты, нацеленные на повышение качества образования.

Ивановская область продолжила участие в движении WorldSkills Russia.

Наряду с федеральными проектами в сфере образования с 2018 года будет реализовываться ведомственный проект Минобрнауки России, направленный на создание дополнительных мест в яслях и детских садах для детей до трех лет. Ивановская область на данные цели получит в 2018-2019 году  межбюджетный трансферт из федерального бюджета в сумме 517 млн.рублей. Учитывая, что очередь в детские сады самая многочисленная в городах Иваново и Кохма, с администрациями именно этих городских округов  Департамент образования совместно с Департаментом строительства и архитектуры проработал  вопрос об участии в проекте. За два года планируется создать 880 мест для детей раннего возраста.

Таким образом, наряду с задачей повышения качества образования регион решает и проблему доступности образования. Говоря о школьном образовании, отмечу, что в Ивановской области в 2017 году приступило к обучению  на 1,9 тысяч человек  больше, чем в прошлом году. Это результат демографических и миграционных процессов. Охват детей общим образованием в регионе также увеличился и составил 98,5% от общей численности детей в возрасте 7-17 лет (в 2015 году - 88,91%). Ежегодно снижается и число детей, которые не  приступают к  учебным занятиям по социальным причинам. Адресная работа с детьми группы риска и их родителями  – наша общая межведомственная задача, которая не снимается с повестки дня.

Увеличение показателя обусловлено, в том числе, включением в образовательный процесс ранее необучаемых детей с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья. Более 300 таких детей  обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам. Даже для таких детей обеспечено поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.  Коллеги, каждый ребенок, независимо от места жительства и состояния здоровья, должен  получить образование, определенное   образовательными стандартами. В нашем регионе по новым стандартам  обучается 77% школьников. В настоящее время Минобрнауки организована работу по наполнению базового содержания стандартов.

Минобрнауки планирует значительно  сократить количество учебников. В этой связи подчеркну, что в 2018 году материальные затраты в структуре норматива на 1 ученика школы увеличены с 186 руб. до 752 руб. (это потребовало 54,4 млн. руб. из областного бюджета), что позволит руководителям школ решить задачу 100-процентного обеспечения школьников бесплатными учебниками.  

Уважаемые коллеги! В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2018 год объявлен Годом добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации. Сегодня в области  насчитывается более 170 общественных волонтерских объединений, которые объединяют 23 тысячи человек, или 11,5% процента от общего количества молодежи.         

В настоящее время на региональном уровне создан Координационный совет по развитию добровольчества, в функции которого входит реализация межведомственного плана мероприятий по развитию добровольчества (волонтерства) на территории Ивановской области на 2018-2020 годы.        Наша задача – распространить лучшие практики добровольчества и вовлечь в волонтерское движение молодежь с активной гражданской позицией.

С 1 марта 2018 года Департаменту образования переданы функции по организации молодежной политики на территории региона. Объединение ресурсов поможет в решении наших общих задач воспитания социально активной  личности, создания условий для успешной самореализации молодежи.

В соответствии с данными статистики, на территории региона проживает около 184 тысяч молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 18% от численности жителей региона.

Ежегодно  участвуют в  федеральных проектах и программах  в области молодежной политики. В настоящее время Правительством Ивановской области подписано соглашение с Минэкономразвития с целью создания в регионе Центра молодежного инновационного творчества, где молодежь будет бесплатно обучаться по новым технологиям: робототехнике, цифровому производству и моделированию. Эта задача перекликается с задачами детского технопарка и, безусловно, работа в этом направлении будет строиться совместными усилиями центров.

Без притока молодых кадров во все сферы жизни сегодня невозможно решать проблемы экономического и социального развития. 

В образовании  проблема кадров остается одной из самых острых. Путь ее решения мы определили в профессиональном сообществе девизом «Помоги себе сам». В 2017 году мы предприняли управленческие шаги в этом направлении и начали целевую подготовку студентов за счет областных и муниципальных средств. Уже сейчас важно «вычислить» и смотивировать старших школьников на поступление в вузы на педагогические специальности и дальнейшее служение образованию как минимум 3 года. Ранняя профориентация школьников и студентов на педагогические специальности – одна из приоритетных задач ближайшего десятилетия. 

Если мы, коллеги, не решим проблему кадров, наших детей скоро некому будет учить, а замена учителя роботом вряд ли поможет в решении другой важнейшей задачи российского образования – воспитания личности.

Задача воспитания и успешной социализации детей эффективно решается в системе дополнительного образования. В Ивановской области на высоком уровне (91%) сохраняется доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами в сферах образования, культуры и спорта.

Многие дополнительные общеразвивающие программы реализуются во внеурочное время на базе школ, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой обозначена важность создания в каждой школе объединений пяти обязательных направлений, способствующих всестороннему развитию детей -  кружков технического творчества, хоровых и театральных студий, шахматных кружков и спортивных секций.  

Мониторинг Департамента образования показал, что на данный момент все 5 направлений допобразования развиваются в 40 школах области (17%). Если спортивные объединения работают во всех школах области, то хоровые коллективы и школьные театры созданы в  98 школах (41%) Самая высокая доля поющих учащихся – в Фурмановском районе (100% школ имеют хоровые коллективы), в Савинском районе (83,3%), в городах Кинешма (78,6%) и Шуя (76,9%).  Школьное театральное искусство наиболее развито  в школах Гаврилово-Посадского и Лухского районов (100%), почти во всех школах  города Кинешма (92,8%), города Тейково (80%), Комсомольского района (75%). Шахматные кружки работают пока только в 56 школах (23,5%). Лидерами являются город Тейково (100%) и Савинский район (83,3%). Данная «статистика» показывает перспективы развития программ дополнительного образования и в муниципалитетах и внеурочной деятельности в школах.

В образовательном учреждении ребенку требуются не только комфортные условия для освоения учебных предметов, но и благоприятная среда для развития личностных качеств, выстраивания коммуникаций и успешной личностной самореализации. Некоторые подростки прибегают к силовому взаимодействию, отсюда и драки в детских коллективах, и групповые случаи преследования слабых характером детей. Задача образовательной организации – научить ребенка конструктивному разрешению возникающих конфликтов.  Особую роль в этом играет служба медиации.  Такой опыт успешно практикуется в нашем регионе в 30 школах области. Кроме того, в Ивановской области сформирован уникальный институт уполномоченных по правам ребенка, избранных из числа наиболее авторитетных педагогов и в дошкольных учреждениях, и в школах, и в профессиональных колледжах. Этот педагогический ресурс необходимо активнее использовать в работе с детьми и родителями. Значительный воспитательный эффект мы ожидаем от преподавания в пилотных школах области региональных элективных курсов воспитательной направленности. Это  «Нравственные основы семейной жизни» (46 школ),  «Наш край в многонациональной истории страны» (37 школ),  такой курс преподается только в двух субъектах Российской Федерации и,    конечно, от предметов обязательной образовательной программы – «Основы религиозной культуры и светской этики»  для всех четвероклассников и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для пятиклассников. Одной из задач всех этих курсов является воспитание нравственных качеств личности, толерантного отношения к иному мнению.

В условиях интернетизации жизни все больше времени у несовершеннолетних занимают коммуникации в чатах, социальных сетях, когда  любое информационное сообщение уже вечером того же дня становится достоянием широкой общественности и темой для обсуждения, а иногда и причиной последующего конфликта. На августовской конференции мы уже говорили о необходимости включения классных руководителей и школьных психологов в работу  с детьми в соцсетях для быстрого реагирования  на   тревожные ситуации. Благодарим педагогическое сообщество за активное использование интернет-ресурсов. По результатам мониторинга, 71% классных руководителей нашего региона   используют  соцсети  в работе с учащимися, и уже имеются факты реальной помощи детям, проблема которых выявилась в сети.    Изменилась ситуация в регионе  и со штатом психологов: в муниципальных дошкольных учреждениях число психологов увеличилось в  полтора, а в общеобразовательных  школах - в два раза. По-прежнему отсутствуют психологи в школах Верхнеландеховского и Пучежского районов. Коллеги! Вопрос держим на контроле.

В  период «десятилетия детства» одной из самых актуальных задач в российском образовании становится задача совершенствования  психолого-медико-педагогической помощи детям. И начинать эту работу требуется с раннего дошкольного возраста. При детских садах необходимо создавать консультационные пункты для родителей (в настоящее время в регионе работает только 40 таких пунктов) и  службы ранней помощи детям до 3-х лет и их родителям. В области их только 2.

Мы, взрослые, находясь рядом с детьми, должны помочь им выбрать правильную траекторию обучения, развития, поведения. Без мудрого наставничества педагога, авторитетного мнения учителя, доброго слова воспитателя  дети не всегда могут направить свои знания и «умные решения» на созидание,  развитие, помощь тому, кто рядом. Это важнейший вопрос нравственного развития талантливой личности. И это наша педагогическая задача, коллеги.

В.В.Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что от директоров школ и педагогических коллективов во многом зависит атмосфера в школе.

Коллеги! У нас много талантливых педагогов и педагогических коллективов. И мы будем изучать их опыт. С 1 апреля в регионе в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Иваново-Вознесенской губернии, объявлен конкурс «100 идей для развития детей», который призван выявить, обобщить и распространить самые результативные практики воспитательной работы с обучающимися и из числа одаренных детей, и из числа детей «группы риска», из числа детей, нуждающихся в особой заботе государства. Приглашаем всех к участию в конкурсе, итоги которого планируется подвести в День защиты детей 1 июня.

Комфортная образовательная среда – это не только психологическая, но и эстетическая среда. Департаментом образования объявлен еще один творческий конкурс, направленный на создание креативного пространства в каждой школе. Его итоги мы подведем к началу нового учебного года и призываем вас организовать проведение конкурса в своих муниципальных образованиях.  Думаю, наши дети подскажут взрослым много интересных идей.  

В Российской Федерации более 30 миллионов детей и молодежи. В сравнительно небольшой Ивановской области – 183  тысячи детей в  возрасте до 18 лет, 333 тыс. молодых людей до 30 лет.  Это и по численности,  и по потенциалу – бесспорный ресурс для « культурного лидерства» России, ресурс для решения самых амбициозных государственных задач, продиктованных вызовами времени. Кто-то из великих ученых однажды  мудро сказал: «Успешными бывают только невыполнимые задачи».

Желаем всем успеха в решении любых задач, в нашей работе, стратегически важной и такой интересной!