Мобильная версия

Версия для слабовидящих

21 сентября 2017, четверг7:11

Доклад за 2016 год

Доклад Губернатора Ивановской области П.А. Конькова 
о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности
деятельности органов исполнительной власти Ивановской области за 2016 год 
и их планируемых значениях на 3-летний период
 
 [скачать в формате PDF] (280 Кбайт)

Демографическая политика и здравоохранение

За 2016 год среднегодовая численность постоянного населения Ивановской области сократилась на 6,9 тыс. человек, или на 0,7%, и составила 1026,5 тыс. человек. Общее снижение численности населения региона обусловлено, в основном, естественной убылью населения. В 2016 году наблюдался значительный миграционный отток населения, число выбывших с территории региона превысило число прибывших на 1,3 тыс. человек.

В 2016 году отмечено снижение смертности от основных причин по следующим нозологическим формам: смертность от болезней системы кровообращения составила 592,8 на 100 тыс. населения (в 2015 году- 608,6), туберкулеза- 3,1 на 100 тыс. населения (в 2015 году - 4,1), новообразований, в том числе злокачественных новообразований - 207,9 на 100 тыс. населения (в 2015 году - 217,9), болезней органов дыхания - 56,0 на 100 тыс. населения (в 2015 году-58,3), дорожно-транспортных происшествий - 9,1 на 100 тыс. населения (в 2015 году - 13,1), некоторых инфекционных и паразитарных болезней-17,4 на 100 тыс. населения (в 2015 году-18,3).

В целях снижения смертности населения реализуются мероприятия государственной программы «Развитие здравоохранения Ивановской области» на 2014-2020 годы, также были утверждены планы мероприятий по снижению смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, туберкулеза, органов пищеварения, дыхания, церебро-васкулярных болезней на 2016 год, согласованные с главными внештатными специалистами Минздрава России. Проводился ежемесячный мониторинг хода реализации планов мероприятий по снижению смертности от основных причин.

За последние 5 лет ожидаемая продолжительность жизни выросла на 1,47 лет. С целью дальнейшего роста данного показателя намечены мероприятия по снижению младенческой смертности, смертности населения в трудоспособном возрасте.
Смертность населения в трудоспособном возрасте в 2016 году предварительно составила 581,3 на 100 тыс. населения, что ниже уровня 2015 года на 5,3%

В целях улучшения демографической ситуации, поддержки материнства, семьи и детства в регионе реализуются:
- план мероприятий Ивановской области по повышению рождаемости на период 2015-2018 годы;
- план мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья населения Ивановской области на 2015-2018 годы;
- план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ивановской области на 2014-2018 годы;
- план (программа) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
- план мероприятий Ивановской области по реализации в 2016-2018 годах первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
- государственная программа Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» (постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2013 № 393-п).

По состоянию на 01.01.2017 на учете в территориальных органах Департамента социальной защиты населения Ивановской области состоят 63575 семей, в которых воспитываются более 89,1 тыс. детей.

За 2016 год количество многодетных семей в Ивановской области увеличилось на 11,4%.

В целях поддержки семей в связи с рождением третьего и последующих детей в регионе с 2011 года предоставляются бесплатные земельные участки для индивидуального жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства. По данным на 01.01.2017, участки предоставлены 4590 многодетным семьям, в том числе в 2016 году –1007 многодетным семьям.

В Ивановской области в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» реализуется подпрограмма «Предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством», в ходе которой за счет средств областного бюджета производятся:
- выплата ежемесячного пособия на ребенка;
- ежемесячная денежная выплата на питание кормящим матерям;
- единовременная денежная выплата на питание беременным женщинам.

В 2016 году ежемесячное пособие на ребенка предоставлено 34210 получателям на 54525 детей, ежемесячная денежная выплата на питание кормящим матерям предоставлена 1053 женщинам, единовременная денежная выплата на питание беременным женщинам – 5146.

В целях повышения уровня и качества жизни семей с детьми в Ивановской области реализуется механизм оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. В 2016 году обеспечена выплата помощи 223 малоимущим семьям, в которых воспитывается 506 несовершеннолетних детей, из них вновь заключены социальные контракты с 188 семьями, в которых воспитывается 427 несовершеннолетний. По результатам мониторинга оценки эффективности реализации социального контракта существенно улучшилось материально-бытовое и социально-психологическое положение 89% семей. Приоритетным направлением развития государственной помощи на основе социального контракта является развитие личного подсобного хозяйства в качестве самозанятости всех членов семьи.

Для оказания помощи малообеспеченным семьям в создании надлежащих условий для развития и воспитания детей в Ивановской области успешно реализуются проекты «Социальный прокат», «Пункт оперативной социальной помощи». В течение 2016 года 371 семья, воспитывающая малолетних детей, находящаяся в трудной жизненной ситуации, бесплатно получила во временное пользование детские коляски, стульчики для кормления, манежи и другие предметы для ухода за детьми, а также были обеспечены детской одеждой и обувью. Всего за время функционирования пунктов оказана помощь 1,3 тыс. семей с детьми.

С целью профилактики семейного неблагополучия, предупреждения социального сиротства осуществляется социальное сопровождение семей с детьми группы риска на основе технологии «ведения случая», предусматривающей всестороннюю оценку ситуации в семье, анализ ее рисков, оказание необходимой помощи.

По состоянию на 01.01.2017 территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области выявлен и учтен 361 ребенок, оставшийся без попечения родителей. С начала 2016 года устроено в семьи 759 детей, из них усыновлено – 46, передано под опеку – 442, в приёмную семью – 83, возвращено в кровную семью – 188.

Благодаря работе по профилактике социального сиротства, реабилитации кровных семей, третий год превышение показателя устройства детей-сирот на семейные формы воспитания над выявлением сохраняется на уровне не ниже 40%. С начала 2016 года в семьи граждан устроены 669 детей.

На региональном уровне установлен ряд предоставляемых ежемесячно мер социальной поддержки, направленных на материальное обеспечение семей, воспитывающих детей-сирот:
- выплата опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) (5411 руб. в месяц);
- выплаты на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью или на патронатное воспитание (5411 руб. в месяц);
- предоставление вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям (с 01.07.2016 увеличен до 7500 руб.).

На указанные цели из областного бюджета в 2016 году израсходовано 243,2 млн. рублей.

На приёмные и опекунские семьи, в которых воспитывается трое и более детей (включая родных и усыновленных), распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для многодетных семей:
- ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в объеме 30% установленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
- ежегодная денежная выплата на оплату топлива для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, в объеме 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по его доставке.

В регионе работают 11 Центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей. Существующая сеть Центров полностью обеспечивает потребность области в обучении кандидатов в замещающие родители. Специалистами центров осуществляется сопровождение 100% замещающих семей.

Сохранены положительные тенденции в сфере развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализуемая в регионе программа социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала лауреатом Всероссийского конкурса региональных социальных программ на премию им. А.П. Починка, в номинации «Профилактика социального сиротства, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Образование

Приоритетом региональной политики образования является повышение его качества.

В современных условиях сегодня учатся 94% школьников региона.

По новым федеральным государственным образовательным стандартам обучаются все ученики с 1 по 6 класс, 185 пилотных 7-8 классов, а также учащиеся всех первых и трех вторых классов образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках федерального проекта «Детский спорт» созданы современные условия для занятий физкультурой в 13 сельских школах. Количество обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, в 2016 году увеличилось до 99,6% от общего числа обучающихся сельских школ.

Увеличилась до 22,7% доля общеобразовательных организаций, в которых установлена электронная проходная. В 8 школах Иванова началась реализация проекта «Ладошки», основанного на бесконтактной биометрической технологии для оплаты питания и организации проходных.

В целях обновления школьного автопарка в 2016 году приобретено 14 новых школьных автобусов, из них 8 единиц автотранспорта поступили за счет средств федерального бюджета.

В 2016 году в Ивановской области создан региональный ситуационно-информационный центр (СИЦ) для осуществления общественного контроля за ходом проведения экзаменов в режиме онлайн. Регион занял третье место охвату онлайн наблюдением пунктов проведения экзаменов (91%).

В два раза (до 24 человек) увеличилось число выпускников, набравших на ЕГЭ 100 баллов. До минимального значения (0,5%) снизилась доля выпускников школ, не получивших аттестат о среднем общем образовании.

В 2016 году школьники области показали высокие результаты во всероссийской олимпиаде: 8 призеров, 1 – победитель.

Увеличилось на 20% число победителей региональных и победителей и призеров всероссийских и международных мероприятий, включенных в региональный банк данных одаренных детей и молодежи.

По итогам 2015/2016 учебного года в число 500 лучших школ России вошли 2 общеобразовательных учреждения города Иванова: лицеи № 33 и № 22. Лицей № 33 г. Иваново включен в число 100 лучших школ России, обеспечивающих высокий уровень математического образования, и в число 100 лучших школ физико-математического образования.

Занятость населения

Определяющими факторами, влияющими на состояние рынка труда, являются: демографическая ситуация, связанная с увеличением или сокращением численности населения трудоспособного возраста; экономические и миграционные процессы; условия труда; уровень заработной платы.

Число безработных (по методике МОТ) в 2016 году практически не изменилось и составило 29,9 тыс.чел. (2015г. – 30,9 тыс.чел.).
Общая безработица сохранила свое значение на уровне предыдущего года – 5,6% от численности экономически активного населения.

По сравнению с началом 2016 года число официальных безработных уменьшилось на 1,2 тыс. человек (на 16,6%); уровень безработицы к концу года снизился до 1,09% (на 01.01.2016 – 1,33%) и соответствовал среднероссийскому значению.

Увеличение более чем на 3% количества свободных рабочих мест (6,6 тыс. вакансий), заявленных работодателями в службу занятости, позволило частично сбалансировать рынок труда и снизить коэффициент напряженности с 1,3 до 1,1 человек в расчете на одну вакансию

При содействии государственной службы занятости трудоустроены свыше 16,7 тыс. человек, или 69,7% от общего числа обратившихся.

На реализацию программных мероприятий, а также обеспечение гарантий социальной поддержки безработным гражданам (выплата пособий по безработице и стипендий в период профессионального обучения) из средств областного и федерального бюджетов направлено 346,3 млн. рублей.

В целях содействия занятости граждан продолжается реализация программных мероприятий, участниками которых стали порядка 80 тысяч жителей области.

Меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, позволили не допустить неконтролируемого роста безработицы, обеспечить занятость слабо защищенным категориям граждан, а также работникам, попавшим под риск увольнения на системообразующих и социально-значимых предприятиях региона.

В целях предупреждения роста напряженности на рынке труда и сохранения трудовых коллективов была обеспечена реализация дополнительных мероприятий. В этих целях в область были привлечены федеральные ресурсы в размере 20,3 млн. рублей. Средства областного бюджета составили 8,7 млн. рублей.

Для работников предприятий, попавших под риск увольнения, была организована временная занятость с последующим трудоустройством на постоянные рабочие места, опережающее профессиональное обучение по перспективным специальностям и профессиям, а также стажировочная практика непосредственно в производственных условиях. Благодаря принятым мерам сохранена занятость 812 человек из кадрового состава организаций. Для граждан с инвалидностью созданы дополнительная инфраструктура и комфортные условия для трудовой деятельности.

В 2017 году и прогнозный период до 2019 года основные приоритеты деятельности в сфере занятости определены: указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 и задачами, поставленными главой государства в Послании Федеральному собранию; поручениями Губернатора Ивановской области, Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года; государственной Программой содействия занятости населения.

В условиях ограниченных возможностей для развития и модернизации производств и медленного роста экономики безработица в течение текущего и последующего года не будет иметь ярко выраженной динамики и стабилизируется на достигнутом уровне 2016 года или в пределах, не превышающих 6% от рабочей силы.

Инвестиционная политика

В 2016 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил 20,2 млрд рублей.

В настоящее время тенденция снижения объема инвестиций наблюдается в большинстве регионов России, что является следствием сложившейся экономической ситуации в стране.

Низкие значения показателя инвестиций в регионе вызваны во многом отсутствием реализации крупных инвестиционных проектов в транспортной сфере и строительстве. Спад объема инвестиций произошел в таких отраслях как транспорт и связь, гостиницы и рестораны, операции с недвижимым имуществом.

Общий объем инвестиций по крупным и средним организациям в традиционной для Ивановской области отрасли текстильного и швейного производства в январе – декабре 2016 года вырос в 2,5 раза в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года и составил 1,1 млрд. рублей.

Соответствующий объем инвестиций в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий также вырос в 2,5 раза в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года и составил
0,3 млрд. рублей.

Показатель объема инвестиций является одним из ключевых социально-экономических индикаторов деятельности региона, а поддержка инвесторов – одним из основных направлений деятельности власти.

Подпрограммой «Формирование благоприятной инвестиционной среды» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п, на период до 2018 года предусмотрены мероприятия, реализация которых позволит улучшить условия ведения бизнеса в Ивановской области.

В рамках данной подпрограммы Правительством Ивановской области оказывалась посильная государственная поддержка инвестиционной деятельности в финансовой и нефинансовой формах.

В 2016 году государственную поддержку в форме:
- субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на инвестиционные цели в российских кредитных организациях, получили 4 организаций (общая сумма предоставленных субсидий составила 14,6 млн. рублей);
- предоставления льготы по налогу на имущество организаций по инвестиционным проектам в 2016 году получили 3 организации (размер льготы по налогу на имущество организаций, по оценке 2016 года, составит свыше
12 млн. рублей);
- организационного содействия получили 11 предприятий Ивановской области.

В 2016 году было принято положительное решение о предоставлении государственной поддержки в форме льготы по налогу на прибыль организаций 3 предприятиям региона, которая будет предоставлена по плану с 2017 года.

В результате реализации одобренных в 2016 году Межведомственным советом по улучшению инвестиционного климата в Ивановской области проектов планируется вложение инвестиций с общим объемом свыше 25,2 млрд. рублей, налоговые отчисления в бюджет Ивановской области по оценке составят 22,2 млрд. рублей, а также планируется создать 1644 новых рабочих места.

Информация об инвестиционном климате региона представлена в следующих информационных Интернет-ресурсах:
- Инвестиционный портал Ивановской области (http://invest-ivanovo.ru/);
- Интерактивная инвестиционная карта Ивановской области (http://map.invest-ivanovo.ru/);
- Инвестиционный twitter-аккаунт Ивановской области – @ivanovoinvest (https://twitter.com/ivanovoinvest).

Ведется работа по актуализации наполнения всех разделов Инвестиционного портала и Интерактивной инвестиционной карты Ивановской области. Также на Инвестиционном портале Ивановской области размещаются актуальные новости и события об инвестиционной деятельности региона.

В 2016 году в целях расширения возможностей прямого взаимодействия с деловыми кругами региона проведены работы по созданию модернизированной версии инвестиционного портала, дополненной формами обратной связи.

На модернизированной версии инвестиционного портала значительно расширен раздел сайта, включающий информацию о мерах государственной поддержки предпринимательской деятельности, представлена болееполная информация об инвестициях в регион, организовано распределение информации для инвесторов и действующих предпринимателей и созданы разделы, посвященные реализации инвестиционных проектов на территории региона.

Во исполнение подпункта «а» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № Пр-2347ГС по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации 12.11.2016 о внедрении в Ивановской области целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности (далее – целевых моделей) в регионе по каждой целевой модели были назначены ответственные за достижение установленных показателей целевых моделей.

Профильными исполнительными органами государственной власти Ивановской области и территориальными органами федеральных органов государственной власти были изучены профили Ивановской области по каждой целевой модели и созданы рабочие группы, курирующие вопросы внедрения целевых моделей на территории региона.

В настоящее время с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» и методических рекомендаций по внедрению в субъектах Российской Федерации целевых моделей и формированию критериев оценки достижения показателей, установленных в целевых моделях, территориальными органами федеральных органов
государственной власти в регионе приняты следующие нормативные правовые акты:
- распоряжение Правительства Ивановской области от 28.02.2017 № 15-рп «Об утверждении планов мероприятий («дорожных карт») по целевым моделям «Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности», «Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства Ивановской области», «Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами», «Качество инвестиционного портала Ивановской области»;
- распоряжение Правительства Ивановской области от 28.02.2017 № 23-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование»;
- распоряжение Правительства Ивановской области от 28.02.2017 № 24-рп «Об утверждении планов мероприятий («дорожных карт») по внедрению целевых моделей «Поддержка малого и среднего предпринимательства», «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества»;
- распоряжение Правительства Ивановской области от 28.02.2017 № 25-рп «Об утверждении планов мероприятий («дорожных карт») по внедрению целевых моделей «Технологическое присоединение к электрическим сетям», «Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения», «Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения»;
- распоряжение Правительства Ивановской области от 28.02.2017 № 26-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») внедрения целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности» на территории Ивановской области».

По результатам Национального рейтинга 2016 года регион улучшил свои позиции, заняв 33 место из 81 субъекта Российской Федерации (в 2015 году регион занял 36 рейтинговую позицию).

С конца 2014 года на постоянной основе в регионе действует проектный офис по внедрению лучших практик Национального рейтинга (постановление Правительства Ивановской области от 27.05.2016 № 148-п).

За каждым показателем Национального рейтинга закреплены ответственные ведомства Ивановской области (распоряжение Губернатора Ивановской области от 01.06.2016 № 90-р).

Разработана и реализуется дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга (распоряжение Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 39-рп).

В настоящее время с учетом поступивших предложений дорожная карта доработана, в нее внесены новые мероприятия: в части создания в регионе специализированных многофункциональных центров оказания услуг для бизнеса, создания регионального центра инжиниринга, совершенствования специальных режимов налогообложения для бизнеса, а также расширения перечня объектов строительства, в отношении которых не требуется получение разрешения на строительство.

В октябре 2016 года в соответствии с запросом автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области при непосредственном участии профильных исполнительных органов государственной власти Ивановской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти и администраций муниципальных образований региона была сформирована региональная база респондентов по специализированным показателям.

В 2016 году она составила 996 респондентов, что превышает значение прошлого года.

Регулярно проводятся тематические недели «О мерах государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности», направленные на информирование о реализуемых мероприятиях по получению государственной поддержки.

Помимо представителей Департамента экономического развития и торговли Ивановской области в мероприятиях на регулярной основе принимают участие представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ивановской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, Прокуратуры Ивановской области, Ивановской областной Думы, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ивановской области.

Основной тематикой семинаров выступают меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, возможность получения поддержки через федеральные структуры, а также налаживание устойчивого взаимодействия с местным предпринимательским сообществом.

На регулярной основе проводится разъяснительная работа для предпринимателей региона в СМИ, организованы дни правовой помощи, выездные приемы предпринимателей, тематические встречи.

Принят Закон Ивановской области от 06.05.2016 № 20-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Ивановской области, муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду юридическому лицу без проведения торгов». Данный Закон обеспечивает предоставление земельных участков без торгов инвесторам масштабных инвестиционных проектов.

Для создания благоприятных экономических и имиджевых условий для развития инвестиционной сферы на территории Ивановской области проводится комплекс выставочно-ярмарочных мероприятий, включающих межрегиональные и межотраслевые выставки, форумы и фестивали различной направленности. План выставочно-ярмарочной деятельности на территории региона в 2016 году был реализован в полном объеме.

9-11 сентября 2016 на территории Ивановской области прошел

XI Международный промышленно-экономический форум «Золотое кольцо» (далее - форум), который посвящен вопросу участия региона в программах импортозамещения и реализации Национальной технологической инициативы, которая позволит сформировать принципиально новые рынки и создать условия для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

Участие в форуме приняли представители научных и деловых кругов из города Санкт-Петербург, Костромской, Пензенской и Свердловской областей, Удмуртской Республики и Республики Беларусь.

Начиная с 2017 года, в регионе планируется рост объема инвестиций, что, в основном, связано с реализацией нового крупного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) текстильного назначения в Ивановской области», АО «Ивановский полиэфирный комплекс» (далее – АО «ИПК») с общим объемом инвестиций более 20 млрд. рублей. Проект предусматривает создание мощностей по производству продукции высокого передела углеводородного сырья – штапельное полиэфирное волокно и гранулированный ПЭТФ текстильного назначения для реализации организациям текстильной и строительной отраслей, автомобилестроения, медицины в Российской Федерации и за ее пределами. Объем производства штапельного полиэфирного волокна – 175 тыс. тонн в год, ПЭТФ-гранулята – до 30 тыс. тонн в год. В результате реализации проекта будет создано 540 рабочих мест.

С целью реализации инвестиционных проектов на территории Ивановской области с применением СПИК принят Закон Ивановской области от 29.11.2016 № 105-ОЗ «О промышленной политике в Ивановской области», где фигурирует норма о возможности заключения в регионе СПИК, позволяющих получить различные льготы и преференции.

Разработаны и проходят процедуру согласования в установленном порядке следующие нормативные правовые акты:

1. Проект закона Ивановской области «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет», согласно которому предусматривается снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет:
- до 13,5% для организаций, являющихся субъектами деятельности в сфере промышленности, реализующими на территории Ивановской области инвестиционные проекты по созданию и (или) освоению новых промышленных производств в рамках заключенного СПИК с Ивановской областью;
- до 0% для организаций – участников СПИК, сторонами которых является Российская Федерация и Ивановская область.

2. Проект закона Ивановской области «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О налоге на имущество организаций», согласно которому предусматривается установление налоговой льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения для организаций, являющихся стороной СПИК, заключенных с организациями на федеральном и региональном уровнях.

3. Проект постановления Ивановской области «О специальных инвестиционных контрактах, заключаемых в Ивановской области», которым закрепляется порядок заключения СПИК без участия Российской Федерации, а также устанавливаются требования к инвестиционному проекту и список документов, необходимых для заключения СПИК.

Малое и среднее предпринимательство

В целях улучшения экономического состояния субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), создания благоприятных условий для их развития и повышения уровня предпринимательской активности в регионе исполнительными органами государственной власти Ивановской области осуществлялась реализация системы мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В 2016 году в качестве инструмента финансовой поддержки СМСП продолжалась реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее – Подпрограмма) государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п.

Фактическое финансирование мероприятий Подпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов в 2016 году составило 97,86 млн. рублей. Поддержка СМСП осуществлялась в разрезе следующих мероприятий:
- создание промышленного (индустриального) парка;
- создание и (или) развитие регионального центра инжиниринга;
- субсидирование части затрат СМСП на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга;
- субсидирование части затрат СМСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации производства товаров;
- предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела.
- проведение рекламно-информационной кампании о возможностях получения государственной поддержки СМСП.

Государственную поддержку получили 125 заявителей по 130 заявкам. Благодаря оказанным мерам было сохранено 2700 рабочих мест и создано 296 новых рабочих мест.

В 2016 году осуществлялась активно информационно-консультационная поддержка предпринимателей региона о мерах государственной поддержки, в том числе в формате проведения семинаров в муниципальных образованиях Ивановской области, что позволило расширить географию получателей поддержки (в 2015 году – 13, в 2016 году – 18 муниципальных образований) и в разы увеличить количество получателей господдержки.

Немаловажное значение в системе мер поддержки малого бизнеса имеют меры налогового стимулирования деятельности предпринимателей.

В 2016 году продолжала действовать установленная Законом Ивановской области от 20.12.2010 № 146-ОЗ «О налоговых ставках при упрощенной системе налогообложения» пониженная налоговая ставка в размере 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Пониженная налоговая ставка в регионе установлена по большинству видов экономической деятельности, включая сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, отрасли социально-бытовой сферы. Несмотря на предоставление льготы отмечается рост поступлений в областной бюджет Ивановской области по указанному налоговому режиму.

В 2016 году объем соответствующих налоговых поступлений увеличился на 11,2% по сравнению с 2015 годом и составил 592,5 млн. рублей.

В Ивановской области наблюдается тенденция роста поступлений платежей по патенту. В 2016 году объем поступлений по указанному налоговому режиму в бюджет Ивановской области составил 52,8 млн. рублей и увеличился на 51,7% к уровню 2015 года.

В 2016 году в рамках проводимой работы по оптимизации налоговой нагрузки на малый бизнес были приняты региональные законы, предусматривающие:
- установление с 01.01.2017 года пониженной до 4% налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социально-значимых сферах экономики региона: производственном секторе, отраслях сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительстве, в сфере образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг и коммунальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений;
- снижение размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода и его «уменьшение в 10 раз» в отношении тех видов деятельности, по которым не было выдано на территории региона ни одного патента или 1-2 патента в 2015 году и первом полугодии 2016 года (всего по 29 видам деятельности). Установлен также дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых разрешается применение патентной системы налогообложения (по 11 видам деятельности).

В период 2017 - 2019 годов значения показателя оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, планируются с ежегодным приростом с учетом того, что будет продолжена реализация мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Ивановской области.

Доходы населения

Реальные располагаемые денежные доходы населения Ивановской области за 2016 год составили 95,6%.

Снижение данного показателя объясняется, прежде всего, невысокими темпами роста основной составляющей доходов населения – заработной платы.

Средняя заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2016 года, составила 22067 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года она увеличилась на 4,7%. Среднегодовой индекс потребительских цен за 2016 год составил 107,2%. Реальная заработная плата за январь - декабрь 2016 года, рассчитанная с учетом уровня инфляции, снизилась на 2,3% и составила 97,7% к аналогичному периоду 2015 года.

В прогнозном периоде ожидается замедление снижения реальных располагаемых денежных доходов населения в связи с замедлением темпов роста инфляции, а также, с учётом того, что социальные расходы подвергнутся сокращению в меньшей степени, чем другие статьи бюджета.

В целях увеличения реальных располагаемых доходов населения региона, в том числе основной составляющей доходов - заработной платы, предусматривается реализация мероприятий Соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между Правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015-2017 годы в части повышения заработной платы, а также проведение работы по снижению уровня инфляции в регионе.

В целях недопущения ускоренного роста цен в Ивановской области осуществляет работу оперативный штаб при Губернаторе Ивановской области по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка, состав которого утвержден распоряжением Губернатора Ивановской области от 26.09.2014 № 178-р.

Основная цель штаба - постоянный контроль (мониторинг) цен, недопущение их спекулятивного роста, а также поддержка и продвижение продукции местных товаропроизводителей на прилавках торговых предприятий, функционирующих на территории региона. В 2016 году было проведено 7 оперативных штабов.

Правительством Ивановской области проводятся регулярные совещания с руководителями региональных предприятий - производителей и представителями сетевых предприятий розничной торговли по актуальным вопросам продовольственного обеспечения населения Ивановской области продовольствием и сдерживанию роста розничных цен.

В этих целях Правительством Ивановской области заключено трехстороннее соглашение о намерениях по сотрудничеству и взаимодействию между Правительством Ивановской области, хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговых сетей на территории Ивановской области, и товаропроизводителями Ивановской области.

Жилищное строительство

В целях обеспечения доступности жилья в отчетном году реализовывались следующие подпрограммы:
- «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
- «Жилье для российской семьи»;
- «Стимулирование развития жилищного строительства».

В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» в 2016 году выдано 16 государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета на общую сумму более 25 млн. рублей.

В рамках программы «Жилье для российской семьи» реализуются проекты ООО «ИСК «Контур-М» по строительству микрорайона «Просторный» в г. Кохме и ОАО «СМУ № 1» по строительству жилого дома на ул. Менделеева в г. Иванове. Также в рамках указанной программы на 2017 год запланировано строительство коттеджных поселков в Ивановском и Лежневском муниципальных районах. Реализация программы позволит до конца года дополнительно ввести в эксплуатацию до 50 тыс. кв. м жилья экономкласса и снизить стоимость квадратного метра.

В рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» было продолжено строительство внутриквартальной дороги в малоэтажном поселке в микрорайоне «Просторный» в г. Кохма.

С 2017 года Ивановская область принимает участие в реализации Приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» и привлекла средства федерального бюджета в размере порядка 150 млн. руб. на завершение строительства внутриквартальной дороги и дошкольного учреждения на 240 мест в микрорайоне «Просторный».

В рамках данного приоритетного проекта финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета оказывается исключительно на реализацию проектов комплексного развития территорий.

В настоящее время возобновляется деятельность рабочей группы по реализации проектов комплексного освоения территорий, и определяются проекты, с которыми можно будет ежегодно заявляться на получение федеральной поддержки по строительству объектов социальной и дорожной инфраструктуры. Кроме того, планируется активизировать работу по выявлению объектов индивидуального жилищного строительства, построенных и незарегистрированных в установленном порядке.

В целом по итогам 2017 года планируется ввести в эксплуатацию не менее 260 тыс. кв. м жилья.

В связи с отсутствием финансирования региональных подпрограмм, направленных на поддержку платежеспособного спроса населения на приобретение жилья, таких как «Обеспечение жильем молодых семей» и «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования», в 2016 году государственная поддержка гражданам не оказывалась.

С 2017 года финансирование данных подпрограмм за счет средств бюджетов всех уровней возобновилось. В результате порядка 100 семей региона смогут улучшить жилищные условия.

С учетом изменения уровня софинансирования за счет федерального и областного бюджетов Ивановской областью возможно привлечение в 2018 году средств федерального бюджета для улучшения жилищных условий не менее
150 молодых семей, с учетом средств, предусмотренных в Законе Ивановской области от 07.12.2016 № 112-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

В прошлом году в регионе появилась новая форма стимулирования жилищного строительства: предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков для строительства домов с обязательством застройщика по передаче жилья в муниципальную собственность или строительства объектов социальной инфраструктуры. В результате на территории города Иванова предоставлен земельный участок застройщику для строительства дома.

В настоящее время одним из перспективных направлений является строительство арендного жилья. В городе Иванове планируется строительство наемного дома социального использования площадью 2500 кв. м. Для строительства подобран земельный участок и получены технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

В рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы» в 2016 году завершено строительство 5 домов в Родниковском, Пучежском, Приволжском, и Вичугском муниципальных районах. В 2017 году будет введено в эксплуатацию еще 7 домов.

Для развития строительного комплекса Ивановской области принято решение о разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года в целях выработки антикризисных мер, поддержки первичного рынка жилья и производителей строительных материалов. Это одна из приоритетных задач на 2017 год, которая будет реализована в рамках внедрения принципов проектного управления.

Доходы бюджетно-финансовой системы

В консолидированный бюджет Ивановской области в 2016 году поступило 25,5 млрд. руб. налоговых и неналоговых доходов, что больше уровня предыдущего года на 2 521 061,5 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов в 2016 году к уровню предыдущего года составил 110,9%. Налоговые и неналоговые доходы обеспечили в 2016 году 72,8% всех доходов консолидированного бюджета Ивановской области (без учета субвенций).

Основной прирост налоговых доходов консолидированного бюджета по сравнению с 2015 годом получен за счет поступления доходов от налога на прибыль организаций, акцизов на нефтепродукты и от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Прирост налоговых поступлений в 2016 году обеспечен по таким видам экономической деятельности как финансовая деятельность, транспорт и связь, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оптовая и розничная торговля. Значительное снижение поступлений по виду экономической деятельности операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

В целях увеличения налогового потенциала Ивановской области в 2016 году была продолжена работа по совершенствованию регионального налогового законодательства в целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов Законом Ивановской области от 16.11.2016 № 98-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О налоге на имущество организаций» предусмотрено поэтапное повышение с 2017 года налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении административно − деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, налоговая база по которым с 1 января 2015 года определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Размер ставки в 2017 году составит 1%, в 2018 году – 1,3%, в 2019 году – 1,%, в 2020 году и последующие годы – 2%.

Новый порядок исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости будет применяться и в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налоговая ставка в отношении указанных объектов недвижимости установлена в размере, равном размеру налоговой ставки, применяемой в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них.

Реализация государственной национальной политики

В 2016 году были проведено 58 мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений.

В феврале 2016 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Ивановской области.

В 2016 году на реализацию государственной национальной политики в Ивановской области впервые на конкурсной основе была выделена федеральная субсидия в размере 1293,5 тысяч рублей.

В ноябре 2017 года состоялось учредительное собрание Ивановского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России».

Также в четвертом квартале 2016 года были награждены лауреаты ежегодной премии Губернатора Ивановской области «За особый вклад в развитие и укрепление межнациональных отношений».

В 2016 году была актуализирована Стратегия государственной национальной политики в Ивановской области на период до 2025 года.

Департамент внутренней политики Ивановской области совместно с общероссийской общественной организацией «Ассамблея народов России» создали ресурсный центр в сфере межнациональных отношений на базе бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановский дом национальностей».

На решение вопросов государственной национальной политики направлена деятельность бюджетного учреждения «Ивановский дом национальностей», которая осуществляется посредством основного мероприятия «Реализация государственной национальной политики» подпрограммы «Информационная открытость органов государственной власти Ивановской области и общественные связи» государственной программы Ивановской области «Совершенствование институтов государственного управления и местного самоуправления Ивановской области».

В бюджетном учреждении Ивановской области «Ивановский дом национальностей» организованы занятия воскресных школ национальных объединений, репетиции и представления национальных творческих коллективов, мероприятия, направленные на популяризацию национальных культур и гармонизацию межнациональных отношений.

О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в Ивановской области, не реализуется, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2015 № 301-р «Об отсрочке разработки отдельными субъектами Российской Федерации проектов региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» области предоставлена отсрочка разработки соответствующей региональной программы до 1 января 2017 года.

В 2016 году Правительство Ивановской области обратилось в Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность предоставления отсрочки принятия программы до января 2019 года.

Это обусловлено сокращением объемов производства в 2016 году и последующей оптимизации численности персонала. Высвобождено

7230 работников. По состоянию на 20.03.2017 по сведениям работодателей число подлежащих высвобождению в текущем году работников составляет порядка 1,4 тыс. человек, 1,8 тыс. работников 44 организаций переведены в режим неполного рабочего времени. Основные ресурсы службы занятости населения направляются на оказание содействия в их трудоустройстве. В сложившейся на региональном рынке труда ситуации привлечение трудовых ресурсов извне не актуально.

Регион входит в десятку субъектов Российской Федерации с самым низким уровнем средней заработной платы по экономике (за 2016 год - 22067 рублей).

Бюджет Ивановской области сформирован с предельным дефицитом. Первоочередными задачами для Правительства Ивановской области является обеспечение действующих расходных обязательств, включая достижение установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 уровня заработной платы отдельных категорий работников, бюджетной сферы. Дополнительный ресурс требуется на обеспечение увеличения с 01.07.2017 минимального размера оплаты труда. На основании прогноза экономического развития региона на очередной финансовый год и плановый период объем собственных доходов области в ближайшие годы значительно не увеличится.

Вместе с тем, по результатам совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации 28.03.2017 принято решение о разработке указанной региональной программы.

Скачать Доклад за 2016 год (280,3 Kb)  

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: