Мобильная версия

Версия для слабовидящих

21 сентября 2017, четверг21:41

28 февраля

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 28 февраля 2017 года

Зобнин С.В.:: Доброе утро, уважаемые коллеги. Сегодня на повестку нашего заседания вынесен очень актуальный вопрос - о мерах по повышению доступности медицинской помощи населению Ивановской области. Вопросы, связанные со здравоохранением, мы рассматриваем регулярно. И это не случайно, потому что здоровье населения – это важный фактор социально-экономического развития любого региона, непосредственно затрагивающий все сферы жизни общества. Поэтому эта отрасль требует постоянного внимания. Сегодня предлагаю рассмотреть, какие меры у нас предпринимаются в регионе для повышения доступности медицинской помощи населению, каких результатов нам удалось достичь, какие проблемные моменты существуют и какие цели и задачи стоят перед региональной сферой здравоохранения на ближайшую перспективу. Слово для доклада предоставляется Романчук Светлане Викторовне – заместителю Председателя Правительства Ивановской области, директору Департамента здравоохранения Ивановской области. Пожалуйста, Светлана Викторовна.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства!

Мы постоянно говорим о том, что обеспечение доступности и качества медицинской помощи – это одна из приоритетных задач системы здравоохранения и Правительства области. А что же понимается под термином «доступность и качество медицинской помощи»? Федеральным законодательством (статьей 10 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») дается подробная расшифровка этого понятия. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Что же уже сделано и что еще предстоит сделать у нас в регионе по всем этим позициям?!

1.Организация оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.

В целях обеспечения доступности оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства Департамент особое внимание уделяет развитию первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу, в том числе на селе.

В настоящее время на территории всей области функционирует 104 многопрофильных поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную помощь прикрепленному населению. На их базе работают 692 врачебных участка. Кроме этого консультативную помощь населению оказывают поликлиники специализированных диспансеров и областной клинической больницы.

Первичную медицинскую помощь сельскому населению области оказывают 242 ФАПа, 43 и 17 врачебных амбулаторий. С целью повышения доступности для населения приобретения лекарственных препаратов для амбулаторного лечения 97,5% от общего количества ФАП имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами, среди офиса врачей общей практики и врачебных амбулаторий – 20%-30% (их меньше, потому что эти подразделения расположены в крупных населенных пунктах, где есть еще аптеки или аптечные пункты).

Первичная медико-санитарная помощь оказывается 359 участковыми врачами-терапевтами и 13 врачами общей практики, 178 участковыми врачами-педиатрами и 157 фельдшерами, ежедневно в среднем работает 102 выездные бригады скорой медицинской помощи. Кроме того практически во всех школах и детских садах открыты и пролицензированы медицинские кабинеты, там ведут прием, организуют профосмотры и прививочные кампании 218 врачей-педиатров. В 2016 году продолжена работа по приведению структуры учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, в соответствие с нормативными актами Минздрава России, открыты новые медицинские подразделения:

- фельдшерско-акушерский пункт в с. Ясюниха Ивановского района,

- отделения врача общей практики в д. Луговое Кинешемского района и в д. Ермолино Ивановского района,

2. Наличие необходимого количества медицинских работников и уровень их квалификации.

В системе здравоохранения Ивановской области работает 15000 человек, из них 3721 врач, 8821 человек среднего и 2327 человек младшего медицинского персонала. Все они имеют хорошую профессиональную подготовку и не менее, чем раз в 5 лет проходят повышение квалификации на сертификационных циклах. Врачи в возрасте до 36 лет составляют 21%, 36-45 лет - 18%, 46-55 лет - 28%, 56-60 лет - 15%, старше 61 года - 18%.

Среди врачей, работающих в подведомственных учреждениях здравоохранения, 176 человек имеют ученые степени кандидатов и докторов наук, 1311 человек – высшую квалификационную категорию, 400 человек – первую и вторую квалификационные категории. Следует понимать, что не с первого года человек может получить квалификационную категорию. Он должен проработать какое-то время и защитить свою квалификацию. Среди медицинских сестер, Вы видите, более половины имеют высшую квалификационную категорию.

Обеспеченность врачами по региону в целом составляет 38,1 на 10 тыс. населения, что несколько ниже среднероссийского показателя (39,7 на 10 тыс. населения). Причем, если в г. Иваново этот показатель существенно выше и составляет 59,9 на 10 тыс. населения, то в районах он колеблется от 9,3 до 27,5 на 10 тыс. населения. Вот этот перекос, когда в основном врачебные кадры сосредоточены в Иваново, заставляет нас на сегодняшний день, пока мы не обеспечим кадрами периферическую сеть системы здравоохранения, решать вопрос как с выездными формами работы, так и с доставкой пациентов на обследование или лечение в клиники областного центра. Пока мы не укомплектуем первичную сеть, а это дело не одного года, другого варианта для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи нашему населению нет. Когда мы говорим, что давайте сохраним в той деревне больницу, в другой деревне больницу, мы – «за». Если Вы обратили внимание, что Департамент здравоохранения за последний год никаких сокращений не проводил коечного фонда, но сохранять койки сами по себе бессмысленно, если там нет кадров. А привлечение кадров – это отдельная тема для разговора. Потребность муниципальных районов во врачебных кадрах представлена в таблице.

В результате проводимой Департаментом, руководителями лечебных учреждений и администрациями муниципальных образований совместной работы в 2016 году в учреждения здравоохранения области трудоустроено 198 врачей, в том числе на работу в сельской местности – 21 человек, и 758 средних медицинских работников, в том числе на работу в сельской местности – 48 чел. Тем не менее в настоящее время потребность учреждений области в участковых врачах-терапевтах, педиатрах и во врачах-специалистах составляет 190 человек. Не укомплектован медицинскими кадрами 21 ФАП (это всего 10%). В любом случае мы их работу закрываем совместителями из соседних лечебных подразделений.

Реальную помощь лечебным учреждениям в сокращении дефицита кадров медицинских работников может оказать принятие администрациями муниципальных образований программ предоставления медицинским работникам мер социальной поддержки. Однако, такие программы приняты не во всех муниципальных образованиях области. В 2016 году программы действовали в 21 муниципалитете (их них в 6 – срок действия закончился в 2016 году). У каждого из Вас в раздаточном материале есть подробная информация. К сожалению, предоставление служебного жилья – это основной аргумент, по которому мы можем привлекать молодых специалистов предполагается только в 8 муниципалитетах.

3. Возможность выбора медицинской организации и врача.

Возможность выбора медицинской организации и врача гарантирована ст. 21 Федерального закона от 21.11.2012 № 323-ФЗ. Пациент имеет право выбора медицинской организации 1 раз в год. Для этого пациенту необходимо оформить заявление в выбранную им медицинскую организацию. Таким правом в нашей области воспользовалось около 1500 граждан.

4. Применение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В настоящее время медицинская помощь во всех государственных медицинских учреждениях региона оказывается в соответствии с принятыми Минздравом России стандартами оказания медицинской помощи. В настоящее время утверждено более 750 стандартов по 21 классу заболеваний. Стандарты оказания медицинской помощи Минздравом России пересматриваются и актуализируются.

5. Предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На 2017 год программа государственных гарантий в регионе утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2016 № 451-п. Она опубликована на сайтах Территориального фонда ОМС и Департамента здравоохранения. Она общедоступна, достаточно объемна, там очень четко прописаны все гарантии, которые бесплатно оказываются гражданам нашего региона.

В 2017 году в соответствии с программой повышен норматив объемов высокотехнологичной медицинской помощи на каждого застрахованного, что на 248 случаев больше уровня 2016 года.

Мы надеемся, что с 2017 года каждый житель региона гарантированно получит помощь по всем профилям, независимо от наличия того или иного врача-специалиста в районе. Межтерриториальные расчеты возможны, то есть там, где нет специалиста узкого профиля, Департамент прикрепил к соседним районам, чтобы эта помощь оказывалась в полном объеме. Департамент будет это контролировать.

6. Установление в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.

В 2016 году издан приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 № 132, который четко прописывает все эти требования. То есть, например, если населения меньше 100 в населенном пункте, то содержание ФАПа там нецелесообразно, и там должно быть открыто, так называемое домовое хозяйство не с медиком, но с подготовленным человеком для оказания первичной помощи и снабженным средствами связи для связи с лечебным учреждением, для быстрого вызова скорой помощи.

В целях организации оказания первой доврачебной помощи непосредственно в сельских поселениях проводится работа по открытию домовых хозяйств. За 2016 год открыто 59 домовых хозяйств. В течение 2017 года планируется открыть 46 домовых хозяйств. При этом общее количество домовых хозяйств составит 285 единиц, что составляет 100 % реальной потребности. Необходимо обеспечить формирование сети домовых хозяйств и их оснащение укладками для оказания первой помощи, что потребует дополнительного финансирования. Я хочу сказать, что со всеми главами муниципалитетов в марте Департамент проведет встречу и консультации, чтобы определиться с перспективами развития, где у нас остаются ФАПы, где мы открываем офисы врачей общей практики, где закрываем ФАПы и открываем домовые хозяйства, потому что все население от туда уехало. Только после согласования с главами будет перспективный план развития здравоохранения сформирован на ближайшие годы.

7. Транспортная доступность.

Вопросы обеспечения транспортной доступности медицинской помощи во всех муниципальных образованиях Ивановской области чрезвычайно актуальны. Департаментом здравоохранения в январе 2017 года проведён анализ состояния дорог и подъездных путей к медицинским учреждениям во всех муниципальных образованиях повторно. Вы знаете, что на встрече с главами мы этот вопрос обсуждали в прошлом году. Результаты анализа рассмотрены на совещании с главами муниципальных образований. Основными существующими проблемами являются:

- перенос маршрутов и остановок общественного транспорта в непосредственную близость к учреждениям здравоохранения;

- организация необходимого количества транспортных рейсов междугородного сообщения,

- в ряде районов имеется потребность в организации дополнительных рейсов и маршрутов между населенными пунктами.

Я надеюсь, что наша совместная работа приведет к реальным результатам. Ввиду большого количества существующих проблем и их высокой социальной значимости Департамент здравоохранения предлагает рассмотреть вопрос о разработке и утверждении областной целевой программы «Дорога к больнице», благодаря которой вопросы обеспечения транспортной доступности медицинской помощи будут находиться на контроле Правительства Ивановской области.

8. Возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Мы уже неоднократно об этом говорили, что изношенность автомобильного парка машин скорой помощи у нас достигает 100%. В рамках федеральной программы поддержки в 2016 году в учреждения здравоохранения Ивановской области поставлено 20 автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» и 1 автомобиль скорой медицинской помощи класса «С». В рамках закона Ивановской области «Об утверждении перечня наказов избирателей на 2016 год» в учреждения здравоохранения приобретено 8 автомобилей: 3 автомобиля скорой медицинской помощи, 4 единицы санитарного автотранспорта и 1 автомобиль марки «ГАЗ». Впервые за многие годы два муниципалитета (г.о. Шуя и Фурмановский район) тоже поучаствовали в обеспечении транспортом медицинские учреждения. За что, коллеги, Вам большое спасибо, также депутатам областной Думы, помогавшим с обеспечением транспортом.

Изношенность и дефицит санитарного транспорта в ЦРБ, недостаточное обеспечение транспортом - серьезная проблема для центральных районных больниц. На санитарном транспорте осуществляется плановая работа, обслуживание вызовов, транспортировка пациентов для проведения консультаций и госпитализации, посещение пациентов на дому в отдаленных населённых пунктах. Для рационального использования медицинского транспорта в районах используют дополнительные ресурсы. На всех ФАПах имеются велосипеды для использования в летнее время. В ряде районов (Вичугский, Южский, Фурмановский, Палехский, Тейковский, Лухский) имеются скутеры. Там, где медицинские работники используют общественный транспорт или личный автотранспорт (Вичугский муниципальный район) осуществляется компенсация материальных затрат на проезд или горюче-смазочные материалы.

9. Оснащение медицинских организаций оборудованием, в том числе для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов.

О том, что область укомплектована оборудованием для оказания медицинской помощи мы говорили неоднократно. Я не буду по этому поводу повторяться. Безусловно, при придельном дефиците бюджета, когда третий год практически не выделяются средства, то есть мизер выделяется, в году мы смогли отремонтировать одну поликлинику, правда, полноценно, детскую поликлинику № 7. На ремонт 50 зданий не было выделено ни копейки, соответственно, не выделяются деньги на закупку оборудования. Мы пытаемся где-то брать в аренду, где-то закупать за счет нормированного страхового запаса – за счет штрафов в ОМС можно покупать, но там копейки – 19 млн. рублей в год для 50 лечебных учреждений – это практически ничего. Мы пытаемся в рамках текущего финансирования обновлять оборудование, делать подъемные устройства. В 2016 году доля учреждений, имеющих адаптированные лифты и подъемные устройства, увеличилась на 8,3%. Имеются доступные входные группы. Больница №1 реконструкцию проводила.

Приоритетными направлениями по повышению доступности и качества медицинской помощи в 2017 году являются:

- дальнейшая работа по укомплектованию медицинскими кадрами, в первую очередь, учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Здесь мы надеемся на активную помощь муниципалитетов по утверждению муниципальных программ социальной поддержки медицинских работников;

- повышение доступности и качества оказания медицинской помощи сельским жителям;

- совершенствование структуры системы оказания первичной медико-санитарной помощи. Приведение структуры системы здравоохранения Ивановской области в соответствие нормативам;

- повышение удовлетворённости населения качеством оказания медицинской помощи.

Спасибо.

Зобнин С.В.: В своем докладе Вы затронули актуальную для нашего региона тему – это привлечение молодых специалистов в учреждения здравоохранения. Практика показывает, что усилия на региональном уровне не хватает. В любом случае нужно включаться муниципалитетам. У многих муниципалитетов есть программы, которые предусматривают поддержку молодых специалистов. В каких муниципалитетах таких программ нет?

Романчук С.В.: Их нет в 8 муниципалитетах. В частности, в Шуе сейчас не прията, в Ильинском районе. В раздаточном материале все есть. В том числе Иваново. Например, Шуя решают эти вопросы и без программы. Они представили три квартиры молодым специалистам. Но я считаю, что эти программы должны быть в каждом муниципалитете.

Зобнин С.В.: Программа или «дорожная карта» решение ряда вопросов, поэтому это надо как-то актуализировать в программу. Андрей Юрьевич Кондратьев, Вы расскажите, что у Вас в Ильинском районе по этому поводу сделано?

Кондратьев А.Ю.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Андрей Юрьевич, дело ведь не только в квартирах, нужно создать условия, чтобы специалисты вернулись именно к Вам. Вы отвечаете за социальную обстановку в своем районе.

Романчук С.В.: Сергей Витальевич, я добавлю. Медакадемия сегодня будет выступать. Сейчас Департамент пошел еще вот на какой способ привлечения молодых специалистов. Например, в Ильинское у нас уже есть желающие поехать, несмотря на отсутствие там некоторых условий. Мы предлагаем возможность получить какую-то специализацию через год, если они поедут работать в отдаленные районы участковыми врачами, но закрепить, уговорить, сделать, чтобы специалисту понравилось в этом районе. Я думаю, что главы смогут.

Кондратьев А.Ю.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Мы сейчас не об этом говорим. Я по существу задал вопрос. Я прошу минуточку внимания, и успокоиться всем. Андрей Юрьевич, я задал конкретный вопрос – почему нет программы в Ильинском районе? А не причину поступления или не поступления.

Кондратьев А.Ю.: (Плохая запись).

Романчук С.В.: Они обещали принять её в этом году.

Зобнин С.В.: Вы создайте условия.

Романчук С.В.: Есть возможность съема жилья и оплата. Такие варианты есть. Мы готовы подключаться. Мы специально раздали всем те программы, которые есть, чтобы те у кого нет, могли посмотреть, чем же коллеги завлекают.

Зобнин С.В.: Вот как раз в этом и суть. Если нет решения вопроса, если нет программы, то эти вопросы не решаются, соответственно, специалисты не приходят. Сейчас нужно об этом задуматься, потому что потом будет уже поздно. Все будет только дороже и надо будет больше времени и усилий для того, чтобы вернуть или привлечь молодых специалистов.

Второй вопрос. Ни для кого не секрет, что выявленные на ранней стадии заболевания поддаются лечению гораздо эффективней. Задаю вопрос по поводу подвоза населения к местам проведения профилактических осмотров. Этот вопрос у нас постоянно задается на Дне Губернатора, когда мы выезжаем в районы. Как на сегодняшний день ситуация изменилась?

Романчук С.В.: Действительно, после того, как по инициативе Губернатора в 2015 году были закуплены «Газели» для подвозки пациентов, то острота этой проблемы была снята. Безусловно, эти машины используются для того, чтобы привести пациента в районную больницу. Полностью это проблему не решает, хотя бы потому, чтобы уговорить людей поехать на профилактический осмотр достаточно трудно. Самая большая проблема с ранним выявлением заболеваний – это нежелание человека пойти в больницу пока не случится что-то с его здоровьем. В этом, безусловно, есть и вина медиков, то есть где-то плохо организовано, где-то плохо принимают. Даже когда приезжает выездная бригада вместе с передвижным медицинским комплексом, завлечь население на профилактический осмотр практически невозможно. Конечно, есть сложность с передвижными флюорографами. Раньше у нас в области эта проблема решалась передвижными флюорографами, а сейчас они уже изношены. Мы этот вопрос тоже поставим перед Советом Федерации, что хорошо бы обновить эту программу. В каждом районе мы пытаемся эту проблему решать.

Зобнин С.В.: Я попрошу еще раз. С глав никто эту ответственность не снимал, главы должны работать с населением и разъяснять. У нас в ноябре прошлого года при посещении Шуйского района жители просили откорректировать график подвоза из населенных пунктов в Шуйскую районную больницу.

Романчук С.В.: Сейчас откорректирован график. Сейчас жалоб на работу этой больницы существенно меньше (в 1,5 раза).

Зобнин С.В.: Андрей Анатольевич Шушкин, основной вопрос – это состояние дорог, по которым осуществляется доставка пациентов к лечебным учреждениям. В июне прошлого года на заседание Правительства данный вопрос тоже поднимался. Было дано поручение Вам. Был ли проведен анализ дорог? Сделан ли реестр этих дорог?

Шушкин А.А.: Сергей Витальевич, по всей сети дорог осуществляется подвоз пациентов к лечебным учреждениям. Департамент, конечно, провел анализ состояния сети дорог. Сделали определенные выводы. Сделан реестр первоочередных работ, которые войдут в план на 2017 год. На эти цели из регионального дорожного фонда будут направлены более 500 млн. рублей. Это дороги Ростов-Иваново-Нижний Новгород, в Палехском, Савинском, Тейковском районах, дорога Шуя-Кинешма, Лежнево-Высокое и ряд других. В текущем году эти первоочередные дороги будут отремонтированы, соответственно, дорожную сеть мы улучшим.

Зобнин С.В.: Дороги нужно держать в нормальном состоянии. В данном случае я Вас попрошу в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Ивановской области» предусмотреть мероприятия, которые будут направлены на решение задач по обеспечению транспортного обслуживания население с медицинскими учреждениями.

В Пучежском районе был вопрос в День Губернатора. Жители жаловались на неудобное время и транспортной доступности нет в медучреждение (Пучеж-Юрьевец, Пучеж-Кинешма, Пучеж-Шуя). Что было сделано?

Шушкин А.Ю.: Населением востребовано направление Пучеж-Иваново. В течение дня выполняются 7 рейсов. Первый рейс осуществляется в 5 часов 10 минут с приходом в Шую в 6:20. Населением этот маршрут востребован и удовлетворяет все требования. Что касается маршрута Пучеж-Кинешма, то тут есть проблема. Мы её понимаем. К сожалению, существующий договор с перевозчиком изменить нельзя. Осуществляется перевозка в 6:30 из Пучежа, и приходит 9:30 в Кинешму. Департамент проводит работу по отбору нового конкурса, чтобы дополнительно ввести 2 новых рейса. Эту работу мы планируем завершить в мае.

Зобнин С.В.: Николай Федорович Ершов, эту работу Вы подтверждаете?

Ершов Н.Ф.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Я специально актуализировал по Шуе и Юрьевцу. Эти маршруты есть, они действуют. Спасибо. Вопрос Бабанову Сергею Александровичу. Аптека у Вас была закрыта. Этот вопрос жители тоже задавали.

Бабанов С.А.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Как сейчас жители ездят за лекарствами?

Бабанов С.А.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: В Шую?

Бабанов С.А.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: 45 суток давно прошло. Мы этот вопрос поднимали в начале года.

Бабанов С.А.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Еще раз обращаю Ваше внимание на эту работу. Её нужно побыстрее сделать. Спасибо. Есть вопросы к Светлане Викторовне?

???: Светлана Викторовна, ко мне обратились жители Кохмы по поводу закрытия центра временного пребывания. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Романчук С.В.: Вы имеете, наверное, в виду круглосуточный стационар. У нас было такое же обращение от жителей микрорайона Просторный. Там проблема в том, что одну остановку не доходит транспорт. Сейчас этот вопрос решается. Городская больница в курсе. Департамент совместно с (плохая запись) ставит этот вопрос перед администрацией, чтобы удлинить на одну остановку общественный транспорт. Никаких проблем с госпитализацией в городскую больницу № 7 нет. Мы видели это обращение. Там разговор о том, что приходится 2 раза в день ездить. Проверили. Это чисто организационные моменты. Пациент, который должен приехать на дневной стационар, должен приехать, пройти все обследование, лечение и уехать домой. С транспортом мы вопрос решим. С логистикой отделения, действительно, были небольшие сбои. Сейчас это все устранено. Там получался массаж вечером, а процедуры утром. Сейчас все перекомпановано, чтобы человек, который приезжает на лечение, проходил его быстро. В Просторном у нас отдельный участок выделен, за ними закреплен участковый врач и амбулаторная помощь оказывается в полном объеме. Пациенты, которые нуждаются, отправляются в 3-ию или 7-ую больницы.

???: Спасибо.

Ковалева Н.Л.: Светлана Викторовна, снова поднимаю вопрос о необходимости обеспечения строгого контроля за выездами врачей к лицам, которые не могут сами прийти на прием к врачу, а особенно это относится к людям пожилого возраста. Последний выезд по жалобе в середине февраля в Кинешму к 84-летней лежачей женщине показал: посмотрели медицинскую карту, там написано, что в 2014 году надо пройти профосмотр, в 2015 и 2016 годах нет записи. 12 января к лежачей женщине вышли на дом. Врач записал, что необходим осмотр психиатра. Психиатр на 21 февраля, когда я приезжала. Что еще возможно сделать? Я знаю, что Вы в этом плане берете на контроль. Сегодня здесь присутствуют главные врачи приемных больниц. Я просто хочу обратить внимание на эту проблему.

Романчук С.В.: Наталья Львовна, я абсолютно с Вами согласна. Я уже сказала, что в системе работает более 20000 человек. Система очень сложная, работать без сбоев сложно. Мы сейчас выстраиваем такую систему оплаты труда, при которой главным врачам и всем рядовым сотрудникам будет экономически выгодно работать качественно, без жалоб пациентов. Если мы укомплектуем первичное звено и выстроим эту систему, то я надеюсь, что сбоев будет меньше. По программе госгарантии плановые консультации узких специалистов в течение 10 дней. В данной ситуации психиатрия не сработала, но у нас укомплектованность психиатрами не очень высокая.

Ковалева Н.Л.: Еще один вопрос. В сентябре на заседание Экспертного совета (плохая запись). Вызвало серьезную озабоченность недостаточное финансирование медикаментами, а в условии роста цен, причем именно в психиатрической больнице, и особенно поддерживающее лечение на амбулаторном этапе. Что-то в этом году в этом направлении будет меняться?

Романчук С.В.: Психиатрия финансируется исключительно не за счет средств ОМС, а за счет средств областного бюджета. Дефицит программы госгарантии порядка 70%, поэтому у нас огромный дефицит психиатров. Если не выделяются деньги на ремонт, то есть если лечебное учреждение работает в системе ОМС, то хотя бы в рамках текущего ремонта могут поддерживать нормальное состояние, то психиатрия – это исключительно бюджет, и сложно поддерживать хорошие условия работы. Точно также зарплату мы обязаны поддерживать на должном уровне, а вот с лекарственным обеспечением… мы закупаем все необходимые препараты для стационарного лечения. Амбулаторное лечение инвалидов обеспечивается за счет… Кстати, за счет бюджета обеспечить пациентов, которые нуждаются в поддерживающей терапии мы можем только самыми дешевыми препаратами. К сожалению, это системная проблема, которая без нормального финансирования мы не решим. Нормальное финансирование возможно, когда у нас будет наполняемость бюджета не такая, как сейчас. Мы делаем все, что можно.

Зобнин С.В.: Спасибо, Светлана Викторовна. Слово для содоклада предоставляется Кабановой Марине Александровне – директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программы обязательного медицинского страхования, является одним из принципов страховой медицины.

Базовая программа обязательного медицинского страхования регулярно пополняется различными видами специализированного оздоровления. Каждый год к первичному и профилактическому лечению распространенных заболеваний, на которое имеют право владельцы страховых полисов, добавляются сложные методы медицинского воздействия.

Высокотехнологичная медицинская помощь выполняется с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на самых современных достижениях науки и техники, предоставляемая высококвалифицированными специалистами. Медицина высоких технологий стала более доступной. На территории Ивановской области в 2016 году высокотехнологичную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывали 10 медицинских организаций. Жителям региона оказана помощь почти по 5000 случаев на сумму более 640 млн. рублей.

Наиболее высокотехнологичными государственными клиниками, у которых удельный вес стоимости высокотехнологичной медицинской помощи в общем объеме финансирования медицинских организаций превышает 30% являются:

- Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн;

- Ивановская областная клиническая больница;

- Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова;

В других медицинских организациях этот показатель составляет от 1% до 10%.

Доступной для населения на территории региона в 2016 году была высокотехнологичная медицинская помощь по 18 видам. Наибольшее развитие получили:

- кардиология - 22%;

- травматология и ортопедия - 18%;

- неонетология -10%;

- нейрохирургия - 7%.

Медицина высоких технологий продолжает успешно развиваться в регионе. На 2017 год в рамках системы обязательного медицинского страхования запланировано 740 млн. рублей на оплату 5500 случаев. Увеличиваются объемы:

- по детской травматологии и ортопедии в областной детской клинической больнице в 2,5 раза, кроме того в детской клинике введен новый вид помощи по неонетологии;

- по онкологии в 1,2 раза в областном онкологическом диспансере;

- по урологии, травматологии и ортопедии в 1,7 раза по каждой позиции в городской клинической больнице № 7;

- по травматологии и ортопедии в 1,5 раза в Кинешемской ЦРБ.

Вместе с тем развитие высокотехнологичной медицинской помощи не решает проблемы доступности первичной специализированной медико-санитарной помощи для жителей сельских муниципальных районов, в которых медицинские организации не укомплектованы в полном объеме врачами-специалистами.

В своем докладе Светлана Викторовна отметила пути решения проблемы посредством реализации приказа Департамента по маршрутизации. Элементом реализации приказа стало внедрение межучрежденческих расчетов между медицинскими организациями, механизм которых разработан Территориальным фондом совместно со страховыми медицинскими организациями. Благодаря этому механизму граждане, прикрепленные к медицинской организации, не имеющей в своем штате врачей-специалистов, могут обратиться к врачу-специалисту другого лечебного учреждения. Расчеты между лечебными учреждениями осуществляют страховые медицинские организации. Механизм прозрачный. Медицинская организация видит, сколько больных за месяц обратились в другие медицинские организации и скольким больным из других лечебных учреждений оказана медицинская помощь данной медорганизацией.

В 2017 году в системе обязательного медицинского страхования внедряется еще один проект, реализация которого началась в прошлом году. Для повышения доступности и качества медицинской помощи населению региона организовано информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи. По единому бесплатному телефонному номеру Контакт-центра 8-800-222-15-09 специалисты-операторы ТФОМС Ивановской области проконсультируют по вопросам оформления полиса обязательного медицинского страхования, порядке и условиях получения бесплатной медицинской помощи, при необходимости примут оперативные меры по защите прав застрахованных лиц.

Дополнительные функции по организации информационного сопровождения застрахованных законодательно возложены на страховые медицинские организации. На территории Ивановской области работают две страховые медицинские организации:

- филиал «Ивановский» АО «Страховая группа «Спасские ворота-М»;

- филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ – Мед».

Перечень новых компетенций и функций страховых представителей был проработан Министерством здравоохранения РФ совместно с Федеральным фондом ОМС и страховым сообществом. В числе таких компетенций:

- информирование застрахованных лиц об объемах и стоимости оказанной медицинской помощи;

-информационное сопровождение на всех этапах оказания медицинской помощи;

- работа с обращениями граждан через Контакт-центр и оперативное разрешение спорных вопросов.

Подробнее остановлюсь на работе Контакт-центра. Контакт-центр - это трехуровневая система работы страховых представителей. Звонки на «горячую линию» поступают ежедневно в страховые медицинские организации и в Фонд представителям первого уровня. За 6 месяцев работы поступило 5700 звонков, около 90% вопросов от застрахованных лиц решается при первичном обращении. Основные темы обращений:

- порядок направления на консультации в медицинские организации;

- порядок оформления документов на высокотехнологичную медицинскую помощь;

- трудности, возникшие при записи на прием к врачам-специалистам;

- диагностические обследования.

С января 2017 года стартовала работа страховых представителей второго уровня, основная задача которых – сопровождение граждан и помощь в вопросах, касающихся медицинского обслуживания. В их обязанности входит консультирование граждан, столкнувшихся с проблемами при госпитализации в стационары, актуализация списков застрахованных лиц, с которыми далее будет вестись индивидуальная работа по профилактическим направлениям, контроль за сроками прохождения диспансеризации. Таким образом страховой представитель второго уровня – это именно тот человек, который информирует о правах застрахованных, проконтролирует - приняли ли гражданина в стационаре, куда он был направлен, и заранее напомнит о необходимости пройти плановое профилактическое обследование.

В организации маршрута пациента по оказанию ему медицинской помощи используются информационные технологии для направления пациентов на госпитализацию. Это позволяет страховым медицинским организациям в режиме online видеть наличие свободных мест любого профиля в любой медицинской организации на территории Ивановской области.

В 2017 году страховые представители второго уровня для привлечения застрахованных лиц к прохождению диспансеризации, начали активно проводить работу по информированию застрахованных лиц о проведении профилактических мероприятий, о возможности прохождения диспансеризации, о порядке её проведения.

В дальнейшей перспективе, это планы 2018 года, в системе страховых представителей начнут работу специалисты третьего уровня - врачи-эксперты, которые пройдут соответствующее обучение и должны иметь определенный опыт работы. В их деятельности значительное место будет занимать работа с жалобами, полное ведение застрахованного лица — от момента подачи жалобы до ее разрешения, в том числе в судебном порядке. Это расширяет возможности страховой медицинской организации, которая начинает выступать «адвокатом» застрахованного лица. Перед специалистами 3 уровня будет стоять задача - оперативного разрешения спорных случаев, связанных с доступностью и качеством.

Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Марина Александровна. Ряд вопросов. Вы в своем докладе сказали, что начали работать страховые агенты второго уровня. На Ваш взгляд, как это повлияет на доступность медицинской помощи застрахованным лицам и когда можно ожидать результатов от этого нововведения?

Кабанова М.А.: В 2017 году начали работать страховые представители второго уровня. Попробую рассказать на примере организации диспансеризации о внедрении профилактических методов лечения больных. Медицинские организации передают в страховые компании списки граждан, которые в этом году должны пройти диспансеризацию. В нашей области тках пациентов порядка 177000. Количество этих граждан разбивается поквартально. В первом квартале проводится работа с 40000 населения. Для этого страховые компании заранее приготовили информационные буклеты (более 200 тыс. экземпляров). Информирование осуществляется разными направлениями, в том числе через sms-сообщения, стационарные телефоны, Почту России. На сегодняшний день проинформировано разными способами 35000 человек, которые должны пройти диспансеризацию в этом квартале. В январе прошли диспансеризацию 13000 человек (8% от общего количества). Дальнейшие действия операторов 2 уровня – это дополнительное взаимодействие с пациентами – с теми, кто не прошел диспансеризацию, чем это вызвано, отсутствуют ли жалобы, есть ли претензии. Потом они связываются с медицинскими организациями и решают вопросы по защите прав. В своем докладе я уже сказала, что если больной получает направление на госпитализацию в конкретную медицинскую организацию, где что-то там сложилось не так, допустим, аннулирована была госпитализация, выясняют причину – может быть неполный пакет документов подготовлен или место было занято, то с этим пациентом работают и обеспечивают его права до конца.

Зобнин С.В.: Вы сразу ответили на два моих вопроса, но все-таки по информированию граждан для прохождения диспансеризации, каким методом Вы пользуетесь?

Кабанова М.А.: Уведомляют страховые компании через sms-сообщения. Когда медицинские организации предоставляют в страховую информацию о тех гражданах, которые должны пройти диспансеризацию, то здесь имеется адрес, по которому проживает гражданин. Если есть телефон, то по телефону. Если отсутствует телефонный номер, то по адресу через Почту России уведомление отправляют.

Зобнин С.В.: Когда можно будет оценить результат этого нововведения?

Кабанова М.А.: По итогам первого квартала мы уже начнем оценивать эту работу. Она у нас на контроле. Сейчас идет обучение операторов второго уровня, потому что задача у оператора большая – он должен обслуживать порядка 30000 населения. Наша задача – в течение первого полугодия обеспечить эту нагрузку.

Зобнин С.В.: Спасибо. Есть вопросы? Кизеев Михаил Владимирович – заместитель председателя комитета по социальной политике Ивановской областной Думы.

Уважаемый Сергей Витальевич!

Уважаемые члены Правительства!

Доступность медицинской помощи является важнейшим условием оказания медицинской помощи населению, регламентирована статьей 10 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», и подразумевает свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, организационных, социальных барьеров. Современные условия развития здравоохранения заставляют нас искать новые формы работы для обеспечения данных условий.

Мне бы хотелось остановиться на нескольких моментах по организации доступности медицинской помощи в регионе. Так, по решению депутатов фракции «Единая Россия» в Ивановской областной Думы, сформирован перечень наказов избирателей депутатам Ивановской областной Думы, требующих расходования средств областного бюджета. В 2015 году на эти цели выделено 10 млн. 916 тыс. рублей, в 2016 году – 18 млн. 316 тыс. рублей, в 2017 году - планируется 9 млн. 627 тыс. рублей. Благодаря наказам не только производятся ремонтные работы в лечебно-профилактических учреждениях и закупается медицинское оборудование, но покупаются автомобили скорой медицинской помощи. Так, машины получили Вичужский, Тейковский, Гаврило-Посадский, Ильинский районы, а в Приволжском районе построен каркасно-модульный ФАП.

Важным условием достижения доступности является возможность негосударственных медицинские организаций участвовать в реализации программы государственных гарантий. Так, в 2015 году о своем участие в программе ОМС заявили 17 частных медицинских организаций, в 2016 году - 23 медорганизации. Удельный вес оказанной медицинской помощи частными медицинскими организациями за 2015 год составил 126,9 млн. рублей, в 2016 году удельный вес увеличился в 2 раза и составил 249,6 млн. рублей.

Важный момент, что региональное здравоохранение уделяет большую роль в развитии высокоэффективных методов диагностики. В целях повышения доступности обследования жителей Ивановской области в 2015 году была определена маршрутизация пациентов, находящихся на амбулаторном лечении, на компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию, оказываемую негосударствеными медицинскими организациями. Выделенные объемы позволили сократить сроки ожидания данных услуг практически в 3 раза. В настоящий момент 6 негосударственных медицинских организаций оказывают данные услуги.

Важным является и то, что частные медицинские организации у нас такого уровня, что могут оказывать высокотехнологическую медицинскую помощь, например, ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии». В планах у этой организации приобретение в 2017 году мобильного диагностического комплекса, который сможет обслуживать отдаленные сельские населенные пункты.

Частными медицинскими организациями оказываются услуги по паллиативной помощи (ООО «Медицина» - 56 коек, ООО «Добрый День» - 10 коек).

Новой формой является и выделение индивидуальных средств передвижения для фельдшеров ФАПов. В 2016 году в рамках партийного проекта партии «Единая Россия» «Качество жизни. Здоровье» 20 ФАПов Ивановской области получили велосипеды.

Пример оптимизации в плане доступности являются варианты сотрудничества, когда удобство географического расположения и более лучшие технические возможности в лечебно-профилактических учреждениях, позволяют брать на себя ответственность по медицинскому обеспечению прилегающих территорий. Так, по инициативе Ольги Анатольевны Хасбулатовой, Сергея Вячеславовича Герасимова и по решению Департамента здравоохранения из офиса врача общей практики в д. Дьячево было открыто полноценное поликлиническое отделение. 1703 человек всего обслуживаемого контингента, а это составляет норматив для офиса врача общей практики. Что было и что стало, представлено на слайде. Можно сказать, что жители д. Дьячево получили возможность консультаций узких специалистов, довольно большой объем диагностических услуг, возможность проходить профилактические осмотры, экспертизы владения оружия и управления транспортными средствами, возможность проходить лечение в рамках дневного стационара.

В настоящий момент активно развиваются телемедицинские услуги. Позвольте рассказать Вам о проекте (пока пилотном) группы ученых во главе с академиком Лядовым, Российской производственной фирмы «ОРТОРЕНТ», Департамента здравоохранения Ивановской области. отмечу, что на сегодняшний момент мы второй регион (после Москвы), где реализуется данный проект. Это дистанционно контролируемая реабилитация, которая является эффективным вариантом непрерывного реабилитационного процесса наряду с реабилитацией в стационарных, амбулаторных условиях и что самое главное, позволяет восстанавливать пациентов, которые «привязаны к кровати», после ДТП, сложных травм позвоночника, инсультов. Дистанционная реабилитация начинается с отбора пациентов. Как правило, эту функцию выполняют врачи в стационаре. Работа строится с Региональным сосудистым центром. Как правило, это больные, перенесшие инсульты, тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата. Перед тем, как принять решение о целесообразности участия в программе дистанционной реабилитации, лечащий врач оценивает реабилитационный потенциал больного: какие функции организма сохранились после заболевания, каково психоэмоциональное и физическое состояние пациента. Все эти факторы напрямую влияют на результативность дальнейшего лечения. Далее к пациенту на дом приезжает группа врачей-специалистов и медицинский техник. Их задача - установить специальное оборудование для дистанционной реабилитации, а главное - объяснить человеку принципы его работы и научить самостоятельно или при помощи родственников правильно использовать данные приборы. Затем назначается медицинский консилиум, который проводится уже с помощью видеосвязи. В ходе него врач-невролог, логопед, клинический психолог, инструктор ЛФК, а при необходимости и другие специалисты формируют совместно с пациентом индивидуальный график работы на ближайшие три недели (именно столько длится программа). На протяжении этого времени пациент должен в соответствии с утвержденным расписанием выходить на связь со специалистами, которые контролируют выполнение всех необходимых манипуляций, оценивают общее состояние больного, проводят с ним беседы. С помощью телекоммуникационных технологий у каждого из врачей есть возможность получать в режиме реального времени объективные данные о физическом состоянии пациента, соблюдении всех предписанных программой занятий и результативности их выполнении. Специальные датчики, передают информацию специалистам, что позволяет в нужный момент скорректировать реабилитационный курс, изменить нагрузку, помочь пациенту преодолеть сложности в выполнении тех или иных заданий, провести необходимую работу с родственниками.

У дистанционной реабилитации еще один неоспоримый плюс. Ведь, несмотря на все действия по увеличению доступности среды для инвалидов, подавляющую часть времени они все равно проводят в стенах своего дома. Благодаря программе пациент не остается наедине со своей проблемой. С ним, а также с его родственниками работает психолог, помогающий преодолеть психоэмоциональное напряжение. Кроме того дистанционная реабилитация расширяет горизонт пребывания пациента. Это уже не привычные «четыре стены», где человек привык существовать в одиночестве. Это новые люди, общение с инструктором и новые впечатления. Конечно, дистанционная реабилитация не заменит амбулаторного или стационарного лечения, прямого контакта с врачом и инструктором. Но она поможет пациенту оставаться в форме и даже совершенствовать свои возможности.

У всех пациентов в результате лечения отмечено улучшение функции передвижения, самообслуживания, улучшился психоэмоциональный фон - возросла уверенность в себе, повысилась самостоятельность в повседневной жизни, повысилась мотивация к лечению и восстановлению.

В настоящее время более 10 пациентов находятся в процессе прохождения реабилитационного курса, и очередь на участие в данном проекте растянулась уже до июня.

Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Михаил Владимирович. Слово предоставляется Борзову Евгению Валерьевичу – ректору Ивановской государственной медицинской академии.

Глубокоуважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Вначале я хотел прокомментировать тот намек, который был сделан в адрес Ивановской государственной медицинской академии. Я хочу сказать уважаемому главе Ильинского района, что в течение последних шести лет (сколько я работаю ректором) академия практически не проводит самостоятельно вступительных испытаний, и все наши абитуриенты поступают по результатам Единого государственного экзамена. Это первое. Второе. В прошлом году всем вузам Минобор разрешил давать дополнительные баллы за достижения. В медицинской академии решили давать два балла за золотой значок ГТО и 10 баллов за золотую медаль. Как ваша девочка с золотой медалью умудрилась не поступить в медицинскую академию, а уйти в химинститут, то это вопрос к девушке.

Теперь по теме. Действительно, Светлана Викторовна в своем докладе сказала, что кадровая составляющая…

Зобнин С.В.: Я прошу потише.

Борзов Е.В.: Кадровая составляющая в обеспечении доступности медицинской помощи является одной из основных. В течение этого года и последующих произойдут определенные изменения в подготовке кадров и допуске медицинских кадров к профессиональной деятельности. Я хочу на этом остановится.

В этом году практически прекращает существование одна из традиционных форм послевузовской подготовки – ординатура. Если раньше студент после окончания медицинского вуза еще 2 года в ординатуре продолжал учиться, то в этом году ординатура отменена. В этом году мы выпускаем 300 студентов. Планы по ординатуре - 100 студентов. То есть, 100 человек из 300 могут продолжить обучение в ординатуре, то есть 200 человек пойдут в практическое здравоохранение, причем только в первичное звено. Более того мы в этом году выпускаем 278 человек – это выпускники интернатуры и ординатуры. В этом году складывается уникальная ситуация, когда около 500 человек выпускаются в практическое здравоохранение. Я думаю, что Департамент здравоохранения, Правительство и муниципалитеты должны этим воспользоваться. У нас есть пример прошлого года. Стоматологи попали под эту ситуацию. Мы выпускали 27 стоматологов, у которых не было ординатуры. Из 27 уже 10 трудятся в государственных учреждениях, остальные в ординатуре или ушли в частные лечебные учреждения.

Второе. Начинается процедура аккредитации. Это процедура допуска специалиста до медицинской деятельности, которая должна заменить существующую систему сертификации. В прошлом году мы начали проводить первичную аккредитацию. Пока она касается только выпускников медицинских вузов. В прошлом году была аккредитация стоматологов. В этом году будет аккредитация выпускников лечебного и педиатрического факультетов. Пока касается это только нас, но где-то начиная с 2019-2020 годов, а с 2021 окончательно, эта процедура будет касаться всех практикующих врачей. Процедура достаточно сложная и затратная. Как она реально будет проводиться пока мы не знаем. Первичную аккредитацию мы уже поняли хорошо, мы проводим и будем проводить. Каждый врач каждые 5 лет должен проходить свою аккредитацию. Это достаточно затратное мероприятие. Я могу привести пример. На первичную аккредитацию Минздрав выделил нашей академии 44 млн. рублей. Это только на оборудование, ремонт мы делали за счет внебюджетных средств академии. Наша академия в не силах будет осилить аккредитацию врачей, нам бы разобраться с первичной аккредитацией.

Третье на чем я хотел остановиться – это новая система медицинского образования. В настоящее время внедряется в практику система непрерывного медицинского образования. Это несколько новая для нас система. В чем её плюсы. Во-первых, та система, которая существует, она ограничивает доступность медицинской помощи, потому что обучение только очное и длительное (минимум 72-142 часа, максимум 500 часов). То есть, врач на месяц или более уходит со своего рабочего места и обучается в каком-то медицинском вузе. Кстати, не обязательно в нашем. Новая система непрерывного медицинского образования заключается в следующем. За 5 лет врач должен набрать 250 образовательных единиц, по 50 в год. Набирать он может их различными способами. Это тоже такие же формы обучения, но кратковременные – 18-36 часов (примерно 6 дней). Кроме этого широко будут использованы элементы дистанционного обучения и будет учитываться участие врачей в научно-практических конференциях. Раньше врачи ездили на конференции просто слушали и уезжали, теперь, если конференция будет аккредитована Минздравом, то врач будет получать зачетные единицы. Наша академия уже начинает работать в этом направлении. В прошлом году мы провели несколько пробных циклов в рамках пилотного проекта по непрерывному медицинскому образованию. В этом году планируется около 50 кратковременных циклов по 18-36 часов, а также ряд научных мероприятий, которые мы планируем аккредитовать в Минздраве, чтобы наши врачи могли получать эти зачетные единицы.

Спасибо.

Зобнин С.В.: Спасибо, Евгений Валерьевич. Атрошенко Ирина Георгиевна – главный врач ОБУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер им. М.Б.Стоюнина».

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Доступность является важнейшим условием оказания медицинской помощи населению и декларируется в законодательных актах Российской Федерации и Ивановской области.

Необходимость принятия мер по обеспечению доступности медицинской помощи нашла отражение и в майских указах Президента Российской Федерации.

В Ивановской области создана уровневая система оказания медицинской помощи больным фтизиатрического профиля, работу которой обеспечивает ОБУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер им. М.Б.Стоюнина». Диспансер имеет круглосуточный дневной стационары, взрослую и детскую поликлиники, полный спектр диагностических служб. Во всех лечебных учреждениях области имеется информация о работе структурных подразделений диспансера. Фтизиатрическая амбулаторная помощь оказывается населению 6 дней в неделю с 7-30 до 19-00 часов, в субботу с 8-00 до 14-00 часов, что позволяет сделать доступной фтизиатрическую помощь и работающему населению.

Кроме традиционных методов записи к участковому фтизиатру, население может записаться на прием через электронную регистратуру. Время ожидания приема специалиста в поликлинике не превышает 10 минут, а все необходимое обследование (клинические, бактериологические анализы, УЗИ внутренних органов, рентгенография и томография органов грудной клетки) проводятся в день обращения, особенно пациентам из районов.

На сайте учреждения население может получить информацию о графике работы врачей-специалистов и диагностических кабинетов, порядке госпитализации. Кроме того через страницу «обратной связи» любой гражданин Ивановской области может написать обращение и получить ответ. В районах Ивановской области работают:

- 6 филиалов диспансера, оказывающих специализированную амбулаторно-поликлиническую помощь;

- 7 фтизиатрических кабинетов.

В 9 районах области отсутствуют врачи-фтизиатры. Данная ситуация поставила перед диспансером задачу внедрения выездной формы работы в районы, где отсутствуют врачи-фтизиатры.

В 2016 год врачами фтизиатрами диспансера было проведено 192 выезда, что полностью обеспечило потребность этих районов во фтизиатрической помощи. На протяжении многих лет диспансер осуществляет кураторские выезды, в рамках которых врачи-специалисты разного профиля (фтизиатры, рентгенологи, бактериологи) проводят консультации больных, осуществляют методическое сопровождение, проводят семинары, конференции для медицинских работников. Основным методом выявления туберкулеза и других заболеваний органов грудной клетки у взрослого населения является флюорография. В области имеется 50 флюорографических аппаратов, из них 46 стационарных и 4 передвижных. Отсутствует флюорограф в Верхне-Ландеховской ЦРБ.

В 2016 году охват населения области флюорографическим обследованием составил 83,9%, что значительно выше общероссийского показателя. Передвижными флюорографами осматриваются жители, проживающие в сельской местности, а также находящиеся в закрытых учреждениях социальной защиты населения и УФСИН. Однако, доступность флюорографического обследования населения ограничена:

- не везде организована работа флюорографического кабинета в 2 смены,

- флюорографические кабинеты работают в субботу только в 1-ой, 3-ей, 4-ой городских клинических больницах г. Иваново, Кохомской городской больнице, Вичугской, Родниковской и Кинешемской ЦРБ;

- высокая изношенность передвижных флюорографов, что ограничивает обследования сельского населения.

В области в полной мере реализуется право пациентов на бесплатное обеспечение противотуберкулезными препаратами как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Так, как противотуберкулезное лечение является контролируемым, а пациенты не всегда имеют желание и возможность прибыть в диспансер для получения лекарственных препаратов, медицинские работники осуществляют ежедневную доставку препаратов на дом лицам, пропускающим лечение.

В областном противотуберкулезном диспансере начинается внедрение новой формы - контроль за лечением по скайпу, что сделает прием препаратов для пациентов более удобным и доступным, прежде всего для пациентов из отделенных районов, где нет врачей фтизиатров. Данная форма работы позволит сократить время отрыва пациента от семьи, и в итоге повысит эффективность лечения.

Благодаря проводимым мероприятиям показатели фтизиатрической службы Ивановской области имеют благоприятную тенденцию:

- заболеваемость туберкулезом в области за последние 5

лет снизилась на 14,6%;

- смертность от туберкулеза в области за последние 5 лет

снизилась на 57,7%.

Благодарю за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Ирина Георгиевна. Скороход Ольга Ивановна – главный врач ОБУЗ «Пестяковская центральная районная больница».

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства!

Пестяковский муниципальный район является одним из самых отдаленных районов Ивановской области. Расстояние от отдельных населенных пунктов до областного центра составляет 150-160 км. Общая численность населения Пестяковского района в 2016 году составила 6162 человека, причем более 50% населения проживает в областном центре, соответственно, отмечается низкая плотность сельского населения. В большинстве сельских населенных пунктов численность населения составляет менее 50 человек.

Медицинскую помощь населению Пестяковского района оказывает областное бюджетное учреждение здравоохранения «Пестяковская центральная районная больница». В структуру ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» входит поликлиника, дневной стационар на 26 пациенто-мест, терапевтическое отделение на 15 коек, отделение скорой медицинской помощи.

На территории района функционируют 2 офиса врача общей практики, 11 ФАПов. Сохранены 6 ФАПов, обслуживающих прикрепленное население менее 100 человек. В двух населенных пунктах организованы домовые хозяйства. Уполномоченные домовых хозяйств обучены основам оказания первой доврачебной помощи и имеют возможность обратиться за консультацией в центральную районную больницу.

Для приближения медицинской помощи к месту жительства создана система выездных форм работы. Бригада врачей специалистов Пестяковской ЦРБ еженедельно осуществляет выезды в сельские населенные пункты. В 2016 году проведено 65 выездов, были осмотрены и проконсультированы 1444 человека. В целях повышения доступности специализированной помощи жителям района в поликлинике больницы ежемесячно проводят консультативный прием врачи кардиологи ОБУЗ «Кардиологический диспансер» и ОБУЗ «Шуйская ЦРБ».

Развиваются технологии телемедицины. Внедрена и успешно действует система передачи по телефону данных электрокардиограмм с ФАПов и офисов врачей общей практики в областной кардиологический диспансер для консультации кардиолога и определения дальнейшей тактики лечения. Благодаря чему, у 21 из них своевременно диагностирована острая коронарная патология.

В районе организована доставка пациентов из центральной районной больницы и отдаленных населенных пунктов в специализированные учреждения здравоохранения области санитарным транспортом ЦРБ.

С 2011 года стационарная помощь жителям Пестяковского района осуществляется в соответствии маршрутизацией пациентов, утвержденной в системе трехуровневой медицинской помощи. Благодаря совместной работе Департамента здравоохранения, областных и межмуниципальных районных центров, медицинских организаций наши пациенты получают квалифицированную помощь в специализированных отделениях межрайонных центров и областных медицинских учреждениях. Благодаря проводимым мероприятиям отмечается тенденция снижения показателя общей смертности в районе. В течение последних пяти лет общая смертность населения снижена на 15%.

Следует отметить и существующие проблемы.

Дефицит кадров медицинских работников, особенно врачей. В штате нет участкового врача-педиатра, ставки врачей-специалистов укомплектованы в частичном объеме за счет внешних совместителей.

Отмечается высокая изношенность медицинского оборудования, в частности флюорографического аппарата и ультразвукового аппарата.

Я считаю, что самой злободневной проблемой является недостаточная оснащенность санитарным транспортом. В 2016 году получен автомобиль скорой медицинской помощи «Газель» класса «В», что значительно улучшил показатель времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании помощи сельскому населению. Но, тем не менее, в настоящее время сохраняется высокая изношенность автомобильного парка.

Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Ольга Ивановна. Ситуация с изношенностью оборудования очень серьезная, требует конкретных решений. По поводу медицинского транспорта, Светлана Викторовна, можете прокомментировать. Как Вы этот вопрос будете решать?

Романчук С.В.: Если не будет продолжения федеральной программы, то единственный вариант – просить депутатов областной Думы фракцию «Единая Россия» хотя бы партийную часть депутатских наказов направить на обновление парка санитарного транспорта, потому что это, действительно, вопрос жизни и смерти для нашего региона. В 2018 году, 2017 год – уже распределен. Мы надеемся, что федеральная программа «Поддержка автопрома» будет продолжена, и мы этот вопрос за 3-4 года решим, если будут поступления как в этом году. Что касается оборудования, то мы пытаемся контролировать ремонт, обслуживание медицинской техники государственным предприятием АО «Медицинская техника», 100% акций которого принадлежит Ивановской области. Конечно, сейчас по полной программе будем использовать нормированный страховой запас для закупки недорогого оборудования, которое обеспечивает спасение жизни, дефибрилляторы, кардиомониторы, мониторы для новорожденных и так далее. Мы это уже делаем. Мы обновили часть эндоскопов. К счастью, медицинские организации начали работать хорошо, штрафы небольшие, то есть за весь прошлый год всего 19 миллионов, с другой стороны, мы эти деньги можем использовать на закупку оборудования, на ремонт медицинской техники. Совместно с Фондом ОМС мы сейчас это очень тесно работаем.

Зобнин С.В.: Я попрошу обратить на это внимание.

Романчук С.В.: Обязательно.

Зобнин С.В.: Подводя итоги сегодняшнего заседания, хочу обратить внимание всех присутствующих на следующие моменты. Очень важно учитывать мнение граждан о качестве оказываемых услуг. Нам необходимо иметь обратную связь с пациентами. В этом контексте на сайте Департамента здравоохранения совсем недавно были размещены данные о проведении независимой оценки качества медицинских услуг. На основе анкетирования 200 человек выводы о качестве, конечно, делать нельзя, некорректно, тем более составлять рейтинг организаций. Это надо на будущее учесть. Необходимо активнее привлекать население к этим вопросам. Здесь нужно подумать, как данный процесс сделать эффективней.

Следующий момент. Проводимая оптимизация учреждений здравоохранения. Необходимо понимать, что без четкого обоснования и расчета последствий принимаемых решений, такая оптимизация негативно скажется на доступности и качестве медицинской помощи. Нам необходимо разработать стратегический план оптимизации учреждений здравоохранения Ивановской области. Здесь надо все просчитывать внимательно, при этом очень важно вести диалог с общественностью. Для этого необходимо определить определенный порядок проведения обсуждений, и возможно, закрепить на законодательном уровне.

В ходе проведения Дней Губернатора на территории муниципальных образований на каждом из них поднимается вопросы, связанные со здравоохранением, в том числе с необходимостью обновления медицинского транспорта и обеспеченностью больниц передвижным диагностическим оборудованием. Своими силами, конечно, эту проблему решить нам не удастся, поэтому есть предложение. У нас скоро будет День Ивановской области в Совете Федерации. Эти вопросы нужно вынести на федеральный уровень, и попросить наших представителей-депутатов в Совете Федерации помочь в решении этого вопроса. Еще раз обращаю внимание Департамента здравоохранения, Департамента дорожного хозяйства и глав муниципалитетов, что обеспечение доступности медицинской помощи для жителей каждого населенного пункта – это наша общая задача, не только региона, но и муниципалитетов. Необходимо Департаменту дорожного хозяйства проанализировать маршруты, по которым ездит медицинский транспорт. Где необходимо, нужно делать ремонт, приводить в нормативное состояние дороги.

Последний момент. Решение проблемы дефицита высококвалифицированных медицинских кадров. Главам на муниципальном уровне необходимо создавать соответствующие условия. Дело в не названии программы или «дорожной карте», как это будет названо, нужно просто создавать условия по силам каждого муниципалитета. Если сил не хватает, то можно уже выходить на регион. Этим надо заниматься, а не заявлять голословно.

Вот такие актуальные вопросы мы сегодня рассмотрели. Поставили задачи на будущее, их нужно решать.

Всем большое спасибо. Совещание с главами через 10 минут в Малом зале.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: