Мобильная версия

Версия для слабовидящих

27 апреля 2017, четверг14:16

Доклад за 2015 год

Доклад Губернатора Ивановской области П.А. Конькова
о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ивановской области за 2015 год
и их планируемых значениях на 3-летний период
 [скачать в формате PDF] (351 Кбайт)

Демографическая политика и здравоохранение

За 2015 год среднегодовая численность постоянного населения Ивановской области сократилась на 6,6 тыс. человек, или на 0,6%, и составила 1033,4 тыс. человек. Общее снижение численности населения региона обусловлено, в основном, естественной убылью населения. Кроме того, в 2015 году наблюдался значительный миграционный отток населения, число выбывших с территории региона превысило число прибывших на 2,2 тыс. человек.

Основными причинами динамики естественной убыли населения региона являются особенности половозрастной структуры населения. Глубина демографической ямы в регионе в 1990-е годы была намного серьезнее, чем в большинстве других субъектов Центрального федерального округа. Так, уровень рождаемости от 6,7 до 8 промилле в Ивановской области наблюдался в течение 8 лет (с 1994 по 2001 годы), в то время как в Брянской и Костромской областях – в течение 3 лет, в Смоленской и Калужской областях – в течение 5 лет. Кроме того, Ивановская область относится к числу регионов с повышенной долей в возрастной структуре населения лиц пенсионного возраста.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в январе-декабре 2015 года коэффициент рождаемости составил 11,4 промилле, что на 1,8% выше аналогичного периода прошлого года. Коэффициент смертности в 2015 году составил 16,1 промилле (в 2014 году – 16,4 промилле). Естественная убыль населения составила – 4846 человек.
С учетом уменьшения численности женщин фертильного возраста в регионе отмечается уменьшение количества родившихся первенцев при устойчивой тенденции увеличения рождений в семьях третьих и последующих детей.

Комплекс мер, направленных на стимулирование рождаемости в регионе, способствовал росту количества семей, в которых родились третьи и последующие дети, по сравнению с 2014 годом, на 7,6% (в 2015 году в Ивановской области третьими или последующими родились 1680 детей, в 2014 году – 1561 ребенок).

Семьям, в которых родились третьи и последующие дети, выплачивались ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума детей, региональный материнский (семейный) капитал в размере 53 тыс. рублей, предоставлялись бесплатные земельные участки.

Кроме того, в последние годы проводится активная работа по профилактике абортов: созданы кабинеты медико-социальной помощи в женских консультациях, организовано обязательное доабортное консультирование женщин.

В целях реализации государственной семейной политики на территории всех муниципальных образований Ивановской области регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение статуса института семьи, брака и ответственного родительства: чествование многодетных семей, празднование различных юбилеев супружеской жизни, торжественные регистрации рождения и другие семейные праздники. В 2015 году разработана памятная медаль для родившихся на Ивановской земле, которая вручается родителям на социально-значимых мероприятиях, посвященных рождению детей.

Одним из приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения является развитие службы материнства и детства.

В Ивановской области функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи детям. Первый уровень – первичная медико-санитарная помощь. Второй уровень оказания медицинской помощи детскому населению – 6 межмуниципальных центров по профилю «педиатрия». Третий уровень – специализированная медицинская помощь детскому населению, оказывается в ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» и ОБУЗ «Ивановская областная детская клиническая больница».

В 2015 году открыт круглосуточный стационар педиатрического отделения на 45 коек в составе ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» в м. Ломы для оказания реабилитационной помощи детям с 4 до 11 лет.

С целью обеспечения детского населения города Иванова доступной и высококвалифицированной консультативно-диагностической помощью в амбулаторно-поликлинических условиях с 01.07.2015 на базе ОБУЗ «Детская городская поликлиника № 6» организована работа детского городского консультативно-диагностического центра, где принимают врачи-специалисты: невролог, хирург, оториноларинголог, нефролог, уролог-андролог, аллерголог, кардиолог, гастроэнтеролог, пульмонолог и акушер-гинеколог.

Начиная с 2008 года ежегодно снижается общее количество умерших жителей Ивановской области. За 2015 год смертность населения по основным классам от всех причин снизилась на 2,1%.

По итогам работы за 2015 год Ивановская область вошла в число 12 регионов, выполнивших план по числу сохраненных жизней. Темпы снижения смертности в Ивановской области более чем в 2 раза превосходят аналогичный показатель по Российской Федерации.

В 2014 году отмечен рост показателя смертности населения (без показателя смертности от внешних причин) по причине высокой смертности от болезней органов пищеварения и органов дыхания. В связи с этим в 2015 году разработан план мероприятий по снижению смертности от данных заболеваний наряду с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, цереброваскулярными болезнями, злокачественными новообразованиями. Осуществляется мониторинг показателей смертности от данных причин.

В 2015 году отмечено снижение смертности от основных причин по следующим нозологическим формам: смертность от болезней системы кровообращения составила 608,2 на 100 тыс. населения (в 2014 году – 632,5 на 100 тыс. населения), от туберкулеза – 3,8 (в 2014 году – 4,6), от злокачественных новообразований – 211,1 (в 2014 году – 212,7), от дорожно-транспортных происшествий – 12,8 (в 2014 году – 14,7), от болезней органов пищеварения – 101 (в 2014 году – 117,4), от болезней органов дыхания – 57,9 (в 2014 году – 79,9), от некоторых инфекционных и паразитарных болезней – 17,1 (в 2014 году – 18,1).

Младенческая смертность в 2015 году составила 5,5 детей на 1000 родившихся или на 11,3% меньше, чем в 2014 году.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи жителям муниципальных образований области в 2015 году функционировала трехуровневая система выездных форм работы. Врачи центральных районных больниц (47 врачебных бригад) осуществили 2181 консультативный выезд в фельдшерско-акушерские пункты, отделения врачей общей практики и врачебные амбулатории, в ходе которых осмотрены 65734 пациента.

В течение 2015 года проведен 841 выезд врачей межмуниципальных специализированных центров и областных клиник в центральные районные больницы, в ходе которых осмотрено 19295 пациентов, из которых 605 человек госпитализировано в специализированные центры, 2161 человек направлен на дополнительное обследование.

В Ивановской области работает передвижной мобильный комплекс, на базе которого в 2015 году всего осмотрено 6277 граждан, в том числе по программе диспансеризации определенных групп взрослого населения – 2972 человека (47,3%).

В 2015 году высокотехнологичная медицинская помощь в областных учреждениях здравоохранения оказана 4664 жителям региона.

С целью дальнейшего снижения смертности от заболеваний будет продолжена работа по первичной профилактике заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулезу, раннему выявлению новообразований, в том числе злокачественных опухолей.

За последние 5 лет ожидаемая продолжительность жизни выросла на 1,3 года.

Кроме того, в Ивановской области реализуются мероприятия, направленные на сохранение активного долголетия граждан пожилого возраста.

В организациях социального обслуживания региона реализуются мероприятия по формированию здорового образа жизни среди граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно проходят областной туристический слет «Люби и изучай свой край!», зимняя и летняя спортивные олимпиады «Ловкие, сильные, умелые!», областной фестиваль спортивных игр «Паралимпийский» для инвалидов, проживающих в областных бюджетных стационарных организациях социального обслуживания, активно развивается экологический туризм, функционируют школы здоровья, разработаны и внедрены инновационные проекты, направленные на развитие оздоровительных технологий. В рамках Всемирного дня здоровья состоялся третий областной спортивный праздник «Активность – путь к долголетию» для граждан пожилого возраста, слушателей школ активного долголетия областных бюджетных организаций социального обслуживания.

В рамках реализации мероприятий по повышению качества жизни граждан пожилого возраста в 2015 году осуществлены 518 выездов межведомственных мобильных консультативных бригад в отдаленные населенные пункты региона, в ходе которых различные виды помощи и услуг получили 5887 граждан; обучение в 28 школах здоровья прошли более 2300 представителей старшего поколения; курс обучения компьютерной грамотности в 28 интернет-клубах на базе организаций социального обслуживания прошли 911 человек; в 8 школах для родственников по уходу за пожилыми людьми обучены более 350 граждан; услуги «Социального такси» (10 служб) предоставлены 1583 пенсионерам и инвалидам; доставлены медикаменты на дом 10803 лицам пожилого возраста, а также книги из муниципальных библиотек – 6250 гражданам.

С целью дальнейшего роста данного показателя намечены мероприятия по снижению младенческой смертности, смертности населения в трудоспособном возрасте.

Образование

Активное участие Ивановской области в федеральных проектах и программах позволило в 2015 году привлечь в региональную систему образования порядка 300 млн. рублей из федерального бюджета.

Регион продолжил участие в проекте по модернизации дошкольного образования. В Ивановской области функционируют 382 дошкольных образовательных учреждения, в том числе 3 частных детских сада.

В рамках проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования в регионе за 3 года создано дополнительно 4767 новых мест для дошкольников, в том числе в 2015 году – 1268 мест.

С 2013 по 2015 годы охват детей дошкольным образованием с учетом вариативных форм увеличился с 83,5% до 86%. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют возможность посещать дошкольные образовательные учреждения.

В 2015 году более половины воспитанников детских садов в возрасте от 3 до 7 лет (54%) охвачены образовательными программами в соответствии с новым стандартом дошкольного образования.

Лучшие практики по модернизации региональной системы дошкольного образования и образовательные практики Ивановской области, представленные в ходе работы стажировочных площадок в рамках федеральной целевой программы развития образования, высоко оценены на федеральном уровне профессиональным и экспертным сообществом и распространены в другие субъекты Российской Федерации.

В системе общего образования Ивановской области функционируют 297 общеобразовательных организаций.

В современных условиях сегодня учатся 94% школьников региона. Во всех школах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, современное компьютерное оборудование.

В рамках реализации проекта «Электронная школа» во всех школах внедрен электронный журнал и электронный дневник. В 57 школах (21,5%) установлены электронная проходная, в 5 школах (2%) реализуется проект «Электронная столовая». Транспортное приложение универсальной карты школьника используется для проезда в общественном транспорте.

Благодаря участию в федеральном проекте «Детский спорт» за 2 года в Ивановской области созданы современные условия для занятий физкультурой в 46 сельских школах региона, в том числе в 2015 году – в 12 образовательных организациях. 3500 школьников получили возможность заниматься в современных спортивных залах (95% от общей численности обучающихся в сельской местности).

В 2015-2016 учебном году по новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) общего образования обучаются 59% от общей численности школьников Ивановской области (в 2014 году – 49%).

По новым ФГОС обучаются все учащиеся 1-5 классов. В 45 пилотных школах области продолжается апробация ФГОС основного общего образования в 6 и 7 классах. В режиме апробации ФГОС начального общего образования введен в 6 образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для повышения качества образования сельских школьников в регионе организовано обучение учащихся с применением дистанционных форм. На региональном портале дистанционного обучения зарегистрированы обучающиеся из 133 школ из всех муниципальных образований области, в том числе из 55 сельских и 33 малокомплектных школ.

Обеспечена потребность в школьных автобусах для подвоза сельских школьников к месту учебы в базовые школы. В регионе 193 школьных автобуса осуществляют подвоз детей по 304 школьным маршрутам.

Обеспечено повышение кадрового потенциала отрасли. Ежегодно на базе ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области» проходят обучение свыше 6 тыс. человек, в том числе – 61% по вопросам внедрения новых образовательных стандартов.

Благодаря предпринимаемым мерам поддержки молодых педагогических кадров доля педагогов в возрасте до 35 лет увеличилась с 13,7% в 2013 году до 19,8% в 2015 году. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» 6 педагогов Ивановской области получили денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей.

На протяжении последних 5 лет остается стабильной сеть учреждений дополнительного образования детей Ивановской области. В регионе функционируют 124 организации дополнительного образования в сфере культуры, спорта и образования, в том числе 11 частных организаций. Услугами дополнительного образования в Ивановской области охвачен 91% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В регионе создана многоуровневая образовательная среда для развития одаренных детей, которая включает олимпиадное движение, научные общества учащихся, детские общественные организации (самоуправление от школьных советов и волонтерских объединений до областной ученической коллегии и областного совета детских общественных организаций), профильные оздоровительные смены, фестивали, выставки, акции и другие мероприятия.

Благодаря этому ежегодно увеличивается доля учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В 2015 году во всероссийских и международных конкурсах приняли участие 104 школьника, 59 из них (56,7%) стали победителями и призерами.
В региональный банк данных одаренных детей и молодежи включены 1206 победителей международных всероссийских и региональных мероприятий.

Социальная защита населения

Финансирование региональной системы социальной защиты населения в 2015 году составило 6,5 млрд. рублей (в том числе 4,9 млрд. рублей – средства областного бюджета, 1,6 млрд. рублей – средства федерального бюджета). Объем бюджетных средств, направленных на предоставление мер социальной поддержки жителям Ивановской области, – 4,5 млрд. рублей или 69,2% от общего объема финансирования отрасли.

В целях социальной поддержки граждан в Ивановской области предоставляются 74 вида социальных выплат. В 2015 году число получателей мер социальной поддержки, предоставляемых в виде выплат, составило более 320,4 тыс. жителей области, то есть почти одна треть населения региона.

В 2015 году доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем количестве домохозяйств в Ивановской области возросла до 9,5% (по итогам 2014 года составляла – 9,1%). В абсолютных цифрах численность получателей субсидии увеличилась по сравнению с 2014 годом с 41 тыс. чел. до 42,7 тыс. получателей. Наряду с этим, средний размер субсидии составил 1731 рубль, что на 11% больше, чем в 2014 году (1560 рублей).

В год 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов продолжалась работа по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В 2015 году в региональное законодательство внесены изменения, предусматривающие первоочередное обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

В 2015 году региону на данные цели направлены средства федерального бюджета в объеме 204,6 млн. рублей, что позволило произвести выплаты на приобретение или строительство жилья 194 гражданам (в том числе в первоочередном порядке – 70 ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны).

Кроме того, в 2015 году на проведение ремонта жилых помещений и (или) замену (приобретение) бытового и сантехнического оборудования в жилых помещениях, занимаемых инвалидами и участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, из областного бюджета направлены средства в объеме 19,8 млн. рублей. Ремонт и замена бытового и сантехнического оборудования проведены в 931 жилом помещении.

В 2015 году в целях обеспечения реализации норм международной Конвенции о правах инвалидов проведена работа по совершенствованию регионального законодательства. Распоряжением Правительства Ивановской области от 17.12.2015 № 286-рп утвержден региональный план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг в Ивановской области. Соответствующие «дорожные карты» разработаны также муниципальными образованиями региона.

В целях повышения уровня и качества жизни семей с детьми в Ивановской области успешно реализуется механизм оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Выплаты осуществлялись по 219 контрактам, из них 161 контракт заключен в 2015 году. По результатам мониторинга оценки эффективности реализации социального контракта существенно улучшилось материально-бытовое и социально-психологическое положение 89% семей. Приоритетным направлением развития государственной помощи на основе социального контракта является развитие личного подсобного хозяйства в качестве самозанятости всех членов семьи.

На проведение детской оздоровительной кампании в 2015 году направлены средства в объеме 260,0 млн. рублей, в том числе из областного бюджета – 206,7 млн. рублей. Уровень охвата детского населения различными формами отдыха и оздоровления в 2015 году составил 50,8 тыс. детей. Получили развитие вариативные формы отдыха.

Одним из приоритетных направлений работы органов опеки и попечительства являлось обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, в 2015 году составила 98,12% (в 2014 году – 98,01%).

Показатель устройства детей-сирот на семейные формы воспитания превысил показатель их выявления на 46%, в 2015 году выявлены 455 детей данной категории, в семьи граждан устроены 847. По данным мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации, по этому показателю Ивановская область входит в пятерку регионов-лидеров.

По данным на 01.01.2016, в регионе образованы 452 приемные семьи, в которых воспитываются 642 ребенка. За последние 7 лет число таких семей увеличилось в 6 раз.

С начала 2015 года число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 13,6%; в семейном устройстве нуждаются 597 детей.

Оптимизация сети организаций для детей-сирот и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних способствует развитию инновационных видов деятельности в учреждениях. В настоящее время в регионе функционируют 12 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот.

На базе 9 организаций для детей-сирот и 3 учреждений социального обслуживания семьи и детей действуют 12 центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, в которых в 2015 году прошли обучение с получением свидетельства о прохождении подготовки 305 лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Услуги по комплексному сопровождению замещающих семей оказываются 100% заявителей.

Кроме того, в 2015 году при всех организациях для детей-сирот созданы службы восстановительной реабилитации кровной семьи.
На базе 5 организаций для детей-сирот и 1 профессиональной образовательной организации функционируют центры социальной адаптации выпускников с предоставлением услуг социальной гостиницы, в том числе в 2015 году такой центр открыт на базе ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Фурмановский детский дом». Увеличено общее число мест в действующих социальных гостиницах до 56.

В 2015 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены средства в объеме 68,9 млн. рублей, что позволило обеспечить жильем 68 граждан данной категории.
Работа, направленная на профилактику семейного неблагополучия, осуществлялась на базе 12 отделений профилактической работы с семьей и детьми, действующих в учреждениях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием детей. За 2015 год в данных отделениях реабилитацию прошли 1252 ребенка из социально неблагополучных семей. Кроме того, в стационарных отделениях реабилитацию прошли 588 детей.

Услуги по социальному обслуживанию граждан в стационарной, полустационарной формах и на дому в регионе предоставляются в 31 организации социального обслуживания.

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», для обеспечения реализации которого приняты 15 региональных нормативных правовых актов.

В связи с изменением законодательства и проведением организационных мероприятий количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальные услуги на дому на безвозмездной основе, возросло с 7,8% в 2014 году до 27,4% в 2015 году. Кроме того, обеспечено предоставление на безвозмездной основе социального обслуживания на дому многодетным семьям, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.

В 2015 году социальные услуги в организациях социального обслуживания предоставлены 99,5% обративших граждан.

В государственных стационарных организациях социального обслуживания Ивановской области обеспечена 100% доступность в получении социальных услуг (за исключением специального отделения для граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы, ранее судимых, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством).

В рамках реализации социальной программы по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания населения за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и средств областного бюджета (на условиях софинансирования) проведены ремонтные работы в 5 стационарных организациях социального обслуживания.

Занятость населения

В условиях сложной социально-экономической обстановки, сложившейся в регионе в 2015 году, одними из важнейших задач деятельности органов государственной власти являлись создание условий для достойного труда граждан и содействие продуктивной занятости населения.

Меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, позволили не допустить неконтролируемого роста безработицы, обеспечить занятость слабо защищенных категорий граждан, а также работников, попавших под риск увольнения на системообразующих и социально-значимых предприятиях региона.

Уровень зарегистрированной безработицы в 2015 году сохранялся в пределах 1,3% от численности экономически активного населения и соответствовал среднероссийскому показателю.

Ежемесячно в базе данных службы занятости содержалась информация о наличии порядка 8 тыс. предложений работодателей по трудоустройству граждан, ищущих работу. В течение года более 17,3 тысяч безработных вернулись к трудовой деятельности.

Участниками региональной программы содействия занятости населения стали 80 тыс. жителей области. На эти цели из средств областного и федерального бюджетов направлено 483,5 млн. рублей.

В целях сохранения стабильности на рынке труда реализованы дополнительные мероприятия в сфере занятости населения. На эти цели бюджету Ивановской области предоставлена субсидия федерального бюджета в размере более 29,2 млн. рублей, а также предусмотрены средства областного бюджета в объеме 1,8 млн. рублей.

Участниками антикризисной программы по проведению временных работ, опережающему профессиональному обучению, а также реализации социальных проектов среди молодежи и граждан с инвалидностью, стали почти 1,2 тыс. работников, попавших под риск увольнения, и граждан, ищущих работу. Принятые меры позволили сохранить трудовые ресурсы и предупредить рост напряженности на рынке труда.

Реализован комплекс мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Участниками специальной подпрограммы в 2015 году стали 123 женщины с детьми до 3 лет, что превысило плановый показатель.
Объем финансирования данного мероприятия составил 1,4 млн. рублей. Специальности обучения: «1С: Управление торговлей, бухгалтерский учет и налогообложение», «Функциональная диагностика (подтверждение сертификата медицинской сестры)», «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» и др.
С 2010 года область участвует в федеральной программе по интеграции в общество граждан с инвалидностью и созданию для них рабочих мест, оснащенных специальным оборудованием.

В 2015 году к работе в условиях, соответствующих требованиям индивидуальных программ реабилитации, приступили 117 граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в соответствии с действующим порядком квотирования рабочих мест для инвалидов в регионе на 900 предприятиях различных форм собственности трудятся свыше 1600 работников данной категории.

Экономическое развитие

Инвестиционная политика

В 2015 году данный показатель составил 21,3 млрд. рублей. На результат данного показателя оказала влияние сложившаяся неблагоприятная обстановка в экономике Российской Федерации, возникшая в конце 2014 года, связанная с нестабильностью на валютном рынке страны, что в свою очередь отрицательно повлияло на реализацию крупных проектов в регионе.

Из-за существенного роста курса доллара и евро стоимость реализуемых инвестиционных проектов существенно увеличилась. Произошло увеличение процентных ставок по действующим и вновь привлеченным кредитам, рост цен на энергоносители, строительные материалы, промышленное сырье, оборудование, при этом цены на реализацию производимой продукции растут меньшими темпами из-за уменьшения спроса на нее.

Согласно статистике спад объема инвестиций произошел не только в обрабатывающих производствах. Снижение также произошло в таких отраслях, как транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В 2016 году в сопоставимых ценах также ожидается снижение данного показателя, это связано с тем, что аналогичная 2015 году ситуация прогнозируется и в 2016 году (предполагается дальнейшая приостановка инвестиционных проектов из-за роста цен на материалы, сырье, оборудование). В дальнейшем в сфере инвестиционной деятельности предполагается улучшение ситуации, что повлечет за собой рост данного показателя начиная с 2017 года.

C целью создания дополнительных возможностей для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Ивановской области и создания режима наибольшего благоприятствования для инвесторов в 2015 году совершенствовалась региональная нормативно-правовая база в сфере инвестиционной деятельности.

С целью стимулирования и развития предприятий принят Закон Ивановской области от 12.05.2015 № 39-ОЗ «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет», которым закреплено предоставление налоговых льгот, в том числе и организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Ивановской области.

Также вышеуказанным законом предусматривается снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет:
- до 13,5% для организаций, производящих текстильную и швейную продукцию, машины, оборудование, суды, летательные и космические аппараты и прочие транспортные средства;
- до 15,5% для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории региона.

Законом Ивановской области от 03.11.2015 № 107-ОЗ «О внесении изменения в статью 11 Закона Ивановской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области» предусмотрен переход к использованию ключевой ставки в качестве основного индикатора при оказании государственной поддержки в форме возмещения за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным после 01.01.2015.

Подпрограммой «Формирование благоприятной инвестиционной среды» государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п, на период до 2018 года предусмотрены мероприятия, реализация которых позволит улучшить условия ведения бизнеса в Ивановской области.

В рамках вышеуказанной подпрограммы Правительством Ивановской области оказывалась государственная поддержка инвестиционной деятельности в финансовой и нефинансовой формах.

В 2015 году государственную поддержку в форме субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на инвестиционные цели в российских кредитных организациях, получили 5 организаций. Общая сумма предоставленных субсидий составила 17,6 млн. рублей.

Порядка 15 млн. рублей 4 предприятия-инвестора получили в 2015 году в виде льготы по налогу на имущество организаций.
Государственная поддержка в форме организационного содействия оказана 16 предприятиям Ивановской области.

Из инвестиционных проектов, которым оказана государственная поддержка, наиболее крупными являются:
- «Теплант-Тейково», ООО «Теплант-2»;
- «Строительство малоэтажного микрорайона «Просторный» в районе
ул. Тимирязева, г. Кохма, Ивановской области», ООО «Инвестиционно-строительная компания Контур-М»;
- «Строительство жилого микрорайона социальной направленности в местечке Авдотьино г. Иваново», ООО «Базис»;
- «Расширение номерного фонда отеля «Союз» за счет реконструкции административного здания по пр. Ф.Энгельса», ЗАО «СОЮЗ»;
- «Организация производства тонкой необлицованной ДСП (каландровый пресс)», ООО «Эггер Древпродукт Шуя»;
- «Создание на территории Ивановской области агропромышленного комплекса по развитию мясного крупного рогатого скота и высококачественной говядины», ООО «Ильинское-Агро».

В 2014 году в Ивановской области был полностью внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ивановской области (далее – Стандарт).

В течение 2015 года в регионе продолжилась работа по мониторингу внедрения положений Стандарта, которая осуществляется Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области совместно с экспертной группой по мониторингу внедрения Стандарта (далее – экспертная группа). В состав экспертной группы входят представители регионального предпринимательского сообщества. За 2015 год состоялось 7 заседаний экспертной группы.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 09.06.2015 № 127-рп утвержден план мероприятий («дорожной карты») мониторинга Стандарта на 2015-2018 годы.

В 2015 году членами экспертной группы были рассмотрены и признаны выполненными полностью 13 положений Стандарта. Положение 9 «Создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации» и положение 14 «Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов и создание коллегиального совещательного органа, включающего представителей делового сообщества» на сегодняшний день признаны выполненными частично.

В целях информационного обеспечения инвестиционной деятельности и развития эффективного взаимодействия с инвесторами функционирует Инвестиционный портал Ивановской области (http://www.invest-ivanovo.ru), а также интерактивная инвестиционная карта Ивановской области (http://www.map.invest-ivanovo.ru). Данные ресурсы позволяют непосредственно взаимодействовать с инвесторами, предоставлять актуальную информацию, содействовать в эффективной разработке, утверждении и реализации инвестиционных проектов, а также способствуют привлечению инвесторов в регион.

В 2015 году прорабатывался вопрос модернизации Инвестиционного портала Ивановской области с учетом замечаний и рекомендаций не только членов экспертной группы по мониторингу внедрения Стандарта, но и обычных пользователей портала.
Учитывая высокую значимость данного информационного ресурса в процессе взаимодействия участников инвестиционной деятельности, в настоящее время организована работа по модернизации действующего Инвестиционного портала Ивановской области, с целью повышения его функциональности и эффективности. В настоящее время заключен государственный контракт № 82/63ЕП от 28.10.2015 о создании модернизированного Инвестиционного портала и Интерактивной инвестиционной карты Ивановской области.

В 2015 году Ивановская область наряду со всеми субъектами Российской Федерации приняла участие в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг).

По результатам Национального рейтинга Ивановская область вошла в 3 группу (группа С), заняв 36 место среди субъектов Российской Федерации, и 7 место в указанной группе.

В рамках Национального рейтинга каждый регион оценивался по четырем ключевым направлениям «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства».

В настоящее время ведется активная работа по подготовке региона к участию в Национальном рейтинге в 2016 году.
Постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2015 № 413-п создана и на регулярной основе осуществляет деятельность межведомственная комиссия («проектный офис») по внедрению лучших практик Национального рейтинга на территории Ивановской области. В состав межведомственной комиссии входят руководители профильных исполнительных органов государственной власти Ивановской области и представители делового сообщества региона.

Распоряжением Губернатора Ивановской области от 05.06.2015 № 103-р за каждым показателем Национального рейтинга закреплены ответственные исполнительные органы государственной власти Ивановской области.

В соответствии с методическими рекомендациями АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в регионе разработан и реализуется план мероприятий («дорожная карта») внедрения лучших практик Национального рейтинга.

Учитывая, что по 29 из 45 показателей результаты Национального рейтинга формируются на основании опросов юридических лиц и предпринимателей в октябре 2015 года Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области совместно с профильными исполнительными органами государственной власти Ивановской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти региона и администрациями муниципальных образований Ивановской области сформирована региональная база респондентов по каждому из опросных показателей. В региональную базу вошли предприниматели и представители организаций, которые в течение 2015 года обращались в органы государственной власти Ивановской области и органы местного самоуправления Ивановской области за получением тех или иных услуг, а также в сетевые организации в целях осуществления технологического присоединения. Общая численность региональной базы респондентов составила 862 человека.

Полученные в ходе опроса данные напрямую повлияют на результат Ивановской области в Национальном рейтинге 2016 года по соответствующим показателям и итоговую рейтинговую позицию в регионе.

Большинство показателей Национального рейтинга формируется на основе опросов предпринимательского сообщества, поэтому Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области большое внимание уделяется повышению информированности предпринимателей о возможностях получения государственных и муниципальных услуг, о предоставляемых формах поддержки предпринимателей и мерах, предпринимаемых органами государственной власти Ивановской области, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями в целях улучшения предпринимательского и инвестиционного климата.

С 16 по 20 ноября 2015 года Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области была проведена тематическая неделя «О мерах государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности», направленная на информирование о реализуемых мероприятиях по получению государственной поддержки, в том числе о новых мерах государственной поддержки, таких как создание и обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества и предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что в 2015 году проведен конкурс по отбору муниципальных образований Ивановской области на предоставление субсидий бюджетам муниципалитетов из областного бюджета на проведение комплекса проектно-изыскательских работ по обеспечению земельных участков, отводимых под создание индустриальных парков, необходимой энергетической, инженерной, транспортной инфраструктурой (включая разработку проектно-сметной документации и проведение ее государственной экспертизы), который состоялся 24 декабря 2015 года в Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области. Победителем признан Вичугский муниципальный район.

В 2015 году были проведены выставочно-ярмарочные мероприятия на территории Ивановской области согласно распоряжению Губернатора Ивановской области от 16.03.2015 № 45-р «Об участии Правительства Ивановской области в выставочно-ярмарочной деятельности в 2015 году».

IX региональная выставка «Молодежь и мир профессий. Ивановское образование-2015» состоялась 24 апреля 2015 года в спортивно-развлекательном комплексе «Олимпия».

26 июня 2015 года в г. Иваново состоялась Межрегиональная выставка «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство».

C 3 по 5 сентября 2015 года на территории Ивановской области состоялся X Международный промышленно-экономический форум «Золотое кольцо».

10-12 июля 2015 года состоялся X Российский летний фестиваль «Плёс на Волге. Льняная палитра».

23 октября состоялась IX Межрегиональная выставка «Медицина и здоровье-2015».

14 ноября 2015 года в г. Иваново состоялся XXIII Международный «Текстильный салон».

В рамках заключенных государственных контрактов на проведение указанных выставочно-ярмарочных мероприятий были направлены бюджетные ассигнования в сумме 3,3 млн. рублей.

Малое и среднее предпринимательство

С 2014 года в регионе осуществляется реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее – Подпрограмма) государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п. В 2015 году реализация программных мероприятий господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства была продолжена.

Фактическое финансирование мероприятий Подпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов в 2015 году составило 149,6 млн. рублей. Государственную поддержку получили 76 субъектов малого и среднего предпринимательства. Благодаря оказанным мерам было сохранено 1522 рабочих места и создано 178 новых рабочих мест.

С целью создания материально-технической, экономической и информационной базы для обеспечения благоприятных условий молодежного развития в научно-технической, инновационной и производственной сферах субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году в Подпрограмму включено новое мероприятие – «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества» (далее – ЦМИТ). Созданы 2 ЦМИТ (ООО «Конструирование бизнеса» и ООО «Инжиниринговый центр текстильной и легкой промышленности») с целью обеспечения доступа детей и молодежи к современному высокотехнологичному оборудованию для реализации их инновационных идей, поддержки инновационного творчества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий. Объем оказанной по данному мероприятию финансовой поддержки составил 10 млн. рублей.

В 2015 году продолжала действовать установленная Законом Ивановской области от 20.12.2010 № 146-ОЗ «О налоговых ставках при упрощенной системе налогообложения» пониженная налоговая ставка в размере 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с налоговой базой «доходы минус расходы». Пониженная налоговая ставка установлена по ряду видов экономической деятельности, включая производственный сектор экономики, строительство, социально-бытовую сферу. Несмотря на предоставление льготы, отмечается рост поступлений в областной бюджет Ивановской области налога от плательщиков, применяющих указанный налоговый режим. По отчетным данным формы № 1-НМ управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по состоянию на 01.01.2016 объем поступлений данного налога в 2015 году увеличился на 26,5 % по сравнению с 2014 годом и составил 532,7 млн. рублей.

Осуществлялись меры по активизации применения индивидуальными предпринимателями Ивановской области патентной системы налогообложения. Соответствующая работа проводилась как на региональном, так и на муниципальном уровне. В ходе выездных семинаров в муниципальные образования Ивановской области в рамках освещения вопросов о формах оказываемой господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства доводилась информация об установленных налоговых преференциях для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе об особенностях применения и преимуществах патентной системы налогообложения. Органами местного самоуправления Ивановской области также организовывались семинары для индивидуальных предпринимателей по данной теме с участием представителей налоговых органов.

В результате, как показывает динамика выдачи патента в 2013-2015 годах, количество предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, увеличилось в 2 раза. По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Ивановской области на 01.01.2016 объем поступлений данного налога в бюджеты муниципальных образований Ивановской области в 2015 году составил 34,8 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2014 годом в 1,5 раза.

В период 2016-2018 годов реализация мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства будет продолжена, в связи с чем значения показателя оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, планируются с ежегодным приростом.

Доходы населения

По предварительным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, реальные располагаемые денежные доходы населения Ивановской области за 2015 год составили 92,8%.

На уровень доходов населения существенным образом повлияла сложившаяся социально-экономическая ситуация в регионе, обусловленная сложными макроэкономическими обстоятельствами, а также ограниченные финансовые возможности бюджетной системы в данных условиях.

Снижение данного показателя объясняется, прежде всего, невысокими темпами роста основной составляющей доходов населения – заработной платы и достаточно высоким уровнем инфляции.

Средняя заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2015 года, составила 21 149,8 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года она увеличилась на 2,1%. Среднегодовой индекс потребительских цен за этот же период составил 117%.
Соответственно, реальная заработная плата за январь-декабрь 2015 года, рассчитанная с учетом уровня инфляции, снизилась на 12,7% и составила 87,3% к аналогичному периоду 2014 года.

В прогнозном периоде ожидается замедление снижения реальных располагаемых денежных доходов населения в связи с замедлением темпов роста инфляции, а также учитывая тот факт, что социальные расходы подвергнутся сокращению в меньшей степени, чем другие статьи бюджета.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 году составят 95,1%, в 2017 году – 99,3%.

Начиная с 2018 года прогнозируется увеличение реальных располагаемых доходов населения. По итогам 2018 года ожидается прирост реальных располагаемых доходов населения к уровню 2017 года порядка 1%.

В целях увеличения реальных располагаемых доходов населения региона, в том числе основной составляющей доходов – заработной платы, предусматривается реализация мероприятий Соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между Правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015-2017 годы в части повышения заработной платы.

Жилищное строительство

На протяжении последних лет на территории Ивановской области увеличивается годовой показатель по площади вводимого жилья.
По итогам 2015 года на территории области введено в эксплуатацию 260,2 тыс. кв. м жилья, что на 3% превышает значение показателя 2014 года.

В целях развития жилищного строительства на территории региона, а также осуществления мониторинга ситуации, связанной с вводом в эксплуатацию многоквартирных домов и объектов индивидуального жилищного строительства, обеспечения исполнения контрольных показателей по вводу жилья на территории Ивановской области в 2015-2017 годах утверждено распоряжение Правительства Ивановской области от 30.03.2015 № 67-рп «О развитии жилищного строительства на территории Ивановской области».

Целью вышеуказанного распоряжения является активизация работы органов местного самоуправления области по контролю за ходом жилищного строительства, а также принятию мер по предоставлению физическим и юридическим лицам земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в том числе индивидуального.

Также оздоровление ситуации в жилищном строительстве в 2015 году осуществлялось, в том числе с помощью поддержки платежеспособного спроса жителей региона.

На реализацию в 2015 году подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей», «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п, (далее – госпрограмма) и подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы за счет бюджетов всех уровней направлено 172 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета привлечено 68 млн. рублей.

Благодаря этому в 2015 году более 300 семей региона получили возможность улучшить свои жилищные условия.

В 2015 году в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» госпрограммы начато строительство внутриквартальной дороги в малоэтажном поселке в микрорайоне «Просторный» в г. Кохма, завершение работ планируется в 2016 году.

В 2015 году продолжена реализация на территории региона программы «Жилье для российской семьи».
Реализация данной программы позволит до 31.12.2017 дополнительно ввести в эксплуатацию до 100 тыс. кв. м жилья экономкласса и снизить стоимость квадратного метра жилья для определенных категорий граждан до 35 тыс. рублей.

Жилищно-коммунальное хозяйство

По сравнению с 2014 годом в 2015 году уровень износа коммунальной инфраструктуры не изменился и составил 67%. В дальнейшем планируется постепенное снижение данного показателя с перспективой достижения к 2018 году 64% износа коммунальной инфраструктуры на территории Ивановской области.

В целях снижения уровня износа в 2015 году муниципальные образования Ивановской области принимали активное участие в подпрограммах «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» и «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения» госпрограммы.

В рамках указанных подпрограмм в 2015 году ресурсоснабжающими организациями закуплены материальные ресурсы для выполнения мероприятий по учету расхода теплоносителя на границах балансовой принадлежности сетей теплоснабжения г. Комсомольска, замене отработавшего свой нормативный срок службы оборудования на системах тепло- и водоснабжения в г. Юрьевец и ветхих сетей теплоснабжения в с. Подозерский, техническому перевооружению объектов водоснабжения в пос. Савино, а также котельных в г. Наволоки Кинешемского района и с. Архиповка Савинского района (второй этап).

Кроме того, произведен ремонт объектов водоснабжения с. Каминский Родниковского района, приобретена в муниципальную собственность Колобовского городского поселения котельная пос. Колобово Шуйского района.

Реализация указанных мероприятий позволяет сократить уровень износа коммунальной инфраструктуры и, как следствие, способствует повышению качества предоставления коммунальных услуг населению.

Доходы бюджетно-финансовой системы

В консолидированный бюджет Ивановской области в 2015 году поступило 23 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, что больше уровня предыдущего года на 202 млн. рублей. Темп роста налоговых и неналоговых доходов в 2015 году к уровню предыдущего года составил 100,9%.

Основной прирост налоговых доходов консолидированного бюджета по сравнению с 2014 годом получен за счет поступления налога на имущество организаций (382,1 млн. рублей), от налога на доходы физических лиц (201,5 млн. рублей) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (149 млн. рублей).

В 2015 году проведено 3 заседания межведомственной комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Рассмотрен вопрос о резервах роста поступлений налога на прибыль организаций и повышения налоговой нагрузки налогоплательщиков по 4 организациям, имеющим низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций.

В целях повышения доходной части бюджета Ивановской области в 2015 году приняты следующие нормативно-правовые акты Ивановской области:
- Закон Ивановской области от 06.10.2015 № 96-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Ивановской области «О транспортном налоге», которым с 1 января 2016 года отменяется дифференциация налоговых ставок в отношении грузовых автомобилей в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, что должно предотвратить миграцию крупных налогоплательщиков транспортного налога и сохранить около 100 млн. рублей доходов областного бюджета в виде указанного налога.
- приказом Департамента экономического развития и торговли Ивановской области от 23.12.2015 № 81-П утвержден перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Ивановской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год. В указанный перечень на 2015 год включено более 30 объектов, для которых установлена налоговая ставка в размере 0,7%.
- Законом Ивановской области от 03.11.2015 № 106-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Ивановской области «О налоге на имущество организаций» предусматривается продление до конца 2018 года периода действия налоговой ставки 0,7%.
- Закон Ивановской области от 10.11.2015 № 117-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О налоговых ставках при упрощенной системе налогообложения», устанавливающий начиная с 2015 года налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
- Закон Ивановской области от 10.11.2015 № 118-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О введении патентной системы налогообложения на территории Ивановской области», устанавливающий начиная с 2015 года налоговую ставку по патентной системе налогообложения в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей впервые зарегистрированных, а также расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, и введение понижающих коэффициентов, учитываемых при расчете стоимости патента с учетом дифференциации территории действия патента.

О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Ивановской области не реализуется, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2015 № 301-р «Об отсрочке разработки отдельными субъектами Российской Федерации проектов региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» региону предоставлена отсрочка разработки соответствующей программы до 1 января 2017 года.
 

Скачать Доклад за 2015 год (350,54 Kb)  

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: