Мобильная версия

Версия для слабовидящих

22 июля 2017, суббота10:46

Доклад за 2013 год

Доклад временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области П.А. Конькова
об итогах работы Правительства Ивановской области в 2013 году
на внеочередном расширенном заседании Ивановской областной Думы, 12 марта 2014 года

 [скачать в формате PDF] (132 Кбайт)

Уважаемые участники собрания!

Сразу хочу оговориться, что я не сторонник радикальных перемен, критических заявлений, и мне не совсем удобно подводить итоги прошлого года, давать оценки работе правительства под председательством моего предшественника.

Вместе с тем, у меня есть четко сложившееся понимание, как и что нужно сделать в самое ближайшее время и на что обратить внимание в долгосрочной перспективе.

При этом конечной целью для регионального правительства должно стать не столько создание материальных благ и услуг, а, прежде всего, повышение их качества и доступности. Наши жители должны чувствовать реальные изменения к лучшему, чувствовать себя в регионе комфортно.

Социальное самочувствие граждан – наш главный ориентир для преобразований в социальной и экономической сферах и наш главный вызов на сегодняшний день. На этом нам предстоит сосредоточиться в ближайшее время.

Я коренной ивановец, знаю многих людей лично, считаю, что в целом хорошо чувствую своих земляков, их настроение, нужды и чаяния. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый житель нашего региона гордился, что он ивановец. И наш общий долг сделать так, чтобы оснований для гордости становилось все больше. Совместными усилиями мы должны обустроить наш край, и для гостей, и в первую очередь, для ивановцев, чтобы каждый смог найти себя и реализовать свой потенциал именно здесь. Во многом именно поэтому мы сегодня собираемся в таком расширенном составе.

***

Результаты работы в 2013 году, основные ориентиры бюджета 2014 года подтверждают, что приоритетом работы Правительства области остается социальная политика. Считаю, что это правильно. В течение последних лет из федерального и областного бюджетов в отрасли здравоохранения, образования, социальной защиты населения вкладывались значительные ресурсы. Очень важно, чтобы люди видели, что изменилось к лучшему в школе, в поликлинике, в больнице, в доме культуры и на спортивной площадке. Скажу сразу, здесь у нас есть над чем еще поработать!

В бюджетной сфере области трудится более 40 тысяч человек. Качество их работы напрямую зависит от уровня заработной платы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в 2013 году заработная плата в соответствии с дорожными картами была повышена всем категориям работников. В этом году работа будет продолжена, в бюджете на эти цели предусмотрены дополнительные средства в объеме миллиарда ста миллионов рублей. Обращаю внимание руководителей департаментов социального комплекса, глав муниципальных образований на необходимость держать под контролем рост заработной платы в каждом учреждении. Каждый руководитель несет персональную ответственность за достижение результата. При этом ориентация исключительно на среднестатистические показатели недопустима, повышение заработной платы должен почувствовать каждый!

Разумеется, достойная оплата труда должна положительно отражаться на качестве услуг в социальной сфере. Повторю: у нас с вами есть цель, которая объединяет все уровни власти – создать комфортные условия для жизни и работы ивановцев. Поэтому остановлюсь на конкретных планах по достижению этой цели.

Начну с главного – с демографической ситуации. За последние годы у нас сложился устойчивый рост рождаемости, достигнуты достаточно высокие темпы снижения смертности населения и увеличения продолжительности жизни. За пять лет в полтора раза увеличилось число многодетных и приемных семей. По итогам 2013 года мы имеем самый высокий коэффициент рождаемости и самый низкий уровень естественной убыли населения за последние 20 лет. Это хорошие результаты. Но остроту демографической проблемы они не снижают. Наша задача – продолжать бороться за сокращение смертности населения, усиливать поддержку семей с детьми. Сделать так, чтобы рождение ребенка не было связано со снижением уровня жизни семьи.

Некоторые международные исследователи указывали на наш регион как регион вымирающий, как регион депрессивный. Это не так, нам вполне по силам выйти на нулевой уровень естественной убыли и даже на естественный прирост! Это принципиальная, стратегическая задача, задача, к выполнению которой мы должны прийти уже через 6-8 лет.

Для ее решения необходимо осуществить целый комплекс мер именно государственной поддержки. Мы продолжим выплату регионального материнского капитала, сохраняем все льготы и выплаты семьям с несовершеннолетними детьми, в полном объеме обеспечим льготу по бесплатному проезду детей из многодетных семей, софинансируем федеральную льготу по выплате пособия на третьего и последующих детей.

Хочу обратить внимание профильных органов государственной власти и глав муниципальных образований на необходимость активизировать работу по выделению земельных участков для многодетных семей и обеспечению их необходимой инфраструктурой.

За три года, начиная с 2011 года, в собственность предоставлено около 1000 земельных участков, это немало. Но вдвое больше тех, кто землю еще не получил, хотя все документы уже оформил. И где-то около 2,5 тыс.семей, которые тоже потенциально на очереди.

Если мы продекларировали, что семьям при рождении третьего и последующего детей выделяются земельные участки, значит, эти участки должны выдаваться, и проблемы, возникающие у нас при этом по их формированию и обеспечению инженерной инфраструктурой никак не должны волновать людей. Это наши вопросы, решать их нужно без проволочек. Стала семья стать многодетной, значит сразу должна получить участок, региональный материнский капитал и другие стимулирующие и поддерживающие преференции и выплаты. До конца года вся образовавшаяся очередь должна быть закрыта!

Еще одна очень важная тема – это обеспечение к 2016 году в полном объеме доступности детских дошкольных учреждений. Уровень обеспеченности местами в детских садах у нас выше российского. Только за прошлый год при поддержке федерального бюджета в области создано свыше 1800 новых мест в дошкольных учреждениях. Практически ликвидирована очередность для детей старше 3 лет. Однако в семи муниципальных образованиях очередь остается большой. Кроме того, следует учитывать и продолжающийся рост рождаемости, поэтому успокаиваться на достигнутом нельзя. В 2014 году совместно с муниципалитетами мы взяли на себя обязательства создать 1700 новых мест в дошкольных учреждениях. Обращаю внимание руководителей муниципальных образований, что этот вопрос должен быть на вашем личном контроле, особенно там, где ведется строительство новых детских садов.

Не будем забывать, что дошкольное образование сегодня – это обеспечение каждому ребенку равных условий для его успешного обучения в школе. Хочу проинформировать, что я встречался с министром образования и науки Ливановым и получил поддержку по вхождению области во второй этап проекта модернизации дошкольного образования. Необходимо незамедлительно приступить к подготовительной работе по этому проекту.

Все мы знаем, как много острых вопросов остается в здравоохранении. В прошлом году эта отрасль продолжала развиваться. Достигнуто снижение общей смертности населения, сохранились высокие темпы снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. С вводом областной детской клинической больницы расширились возможности оказания детям высокотехнологичной медицинской помощи. Мы существенным образом обновили материально-техническую базу большинства больниц и поликлиник, повысили заработную плату врачам и медицинскому персоналу.

Но не будем забывать, что здравоохранение – это одна из самых чувствительных сфер нашей жизни. И мы не можем пройти мимо того факта, что сегодня более 40% жителей не удовлетворены качеством оказания медицинской помощи, дают низкие оценки работе поликлиник и сельских амбулаторий, жалуются на отсутствие «узких» специалистов, сложности с записью на прием к врачу и очереди.

В феврале на заседании Правительства, мы приняли план мероприятий по повышению доступности медицинской помощи населению, и сейчас предстоит большая работа по его выполнению. Организационные ресурсы, чтобы изменить ситуацию, у профильного департамента есть. Выездные формы работы в сельские больницы, обеспечение благоприятного режима работы поликлиник, налаживание работы электронных регистратур, с последующей полной компьютеризацией лечебных учреждений, создание условий, чтобы пациент мог оперативно проходить обследование, - решение всех этих вопросов должно быть под самый жестким контролем!

В 2014 году нам предстоит продолжить работу по развитию системы общего и профессионального образования. Сегодня региональная система образования функционирует стабильно. Число школьников, обучающихся в современных условиях, приближается к 90%. Во всех школах, независимо от численности учащихся, учебные классы оснащены современным оборудованием, отремонтированы и переоснащены школьные спортивные, актовые залы и столовые, эффективно действует дистанционная система обучения. Область является федеральной стажировочной площадкой по пяти направлениям общего, дошкольного и дополнительного образования детей. Все это, безусловно, наши активы.

В тоже время, обращаю ваше внимание на ряд проблем, которые должны быть в центре региональной и муниципальной власти в 2014-2015 годах. Это разработка и осуществление плана мероприятий по укреплению материально-технической базы школ. У нас есть районы, где требуются срочные меры по строительству и реконструкции школ, в некоторых попросту становится не безопасно учиться. Уже сегодня необходимо приступить к решению этой проблемы, тем более достигнута договоренность о поддержке в этом вопросе Министерства образования и науки.

В 2014 году приоритетным направлением работы должно стать приближение профессионального образования к потребностям экономики и социальной сферы региона. Сегодня начальное и профессиональное образование проходит этап модернизации, создаются многопрофильные профессиональные колледжи, ресурсные центры, центры прикладных квалификаций для профессиональной переподготовки взрослого населения. Направление выбрано правильное.

Обращаю также внимание всех департаментов социального комплекса и глав муниципальных образований: необходима ваша более активная позиция в деле закрепления молодых кадров в отраслях социальной сферы.

Хочу подчеркнуть, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы увеличиваем расходы на социальную поддержку населения до 5 миллиардов рублей из областного бюджета. Все взятые обязательства будут выполнены в полном объеме. В этом году предстоит большая работа по переходу на новую модель социального обслуживания, которая основана на адресности и индивидуальном подходе к каждому нуждающемуся в помощи.

Согласен с мнением депутатов областной Думы, которое они неоднократно высказывали, о необходимости уделять больше внимания людям с ограничением по здоровью. В этом году заработала целевая программа «Доступная среда». Конкретные обязательства по этому направлению есть у большинства департаментов и муниципальных образований. Наша с вами задача – не относиться к этой программе формально, а реально создать комфортные условия для инвалидов на транспорте, на улицах, просто в публичных местах, в магазинах, театрах, в государственных учреждениях. Обещаю, что будем ежеквартально подводить итоги этой работы.

Текущий год является годом подготовки к важнейшей дате в истории нашего государства – 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Нельзя допустить никакого формализма в этой работе. Мы обязаны сделать максимально возможное для улучшения жилищных условий участников войны, оказывать им качественную медицинскую помощь. В этой связи считаю необходимым выделить дополнительные средства для завершения капитального ремонта всех отделений госпиталя ветеранов войн, а также приобрести для госпиталя транспорт для выездной работы с ветеранами.

Без нашего с вами внимания не должны оставаться обелиски и воинские захоронения. Правительство приняло решение произвести захоронение неизвестного бойца 235-й Иваново-Вознесенской дивизии у Памятника Героям фронта и тыла в память о ста тысячах ивановцев, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. Это нужно не только семьям погибших, это нужно нашей молодежи, которая должна знать и помнить о подвигах своих дедов и прадедов.

Не могу не ответить на поступающие от жителей предложения об учреждении звания «Дети войны». Нет сомнения, что эта категория ивановцев в полной мере испытала все тяготы послевоенного времени и тем самым заслуживает социальной поддержки. Мое мнение – надо продолжать работу по нормативному обеспечению этой инициативы, провести необходимые консультации с федеральными органами власти, с тем, чтобы в текущем году выйти на конкретные пути решения этой задачи.

2014 год объявлен в России Годом культуры. Для нашего региона это год празднования 100-летия музея имени Дмитрия Геннадьевича Бурылина, 90-летия Палехской и 80-летия Холуйской миниатюры, год международных фестивалей «Зеркало» и «Льняная палитра», год активного развития событийного и культурного туризма. Вместе с тем, мы не должны забывать о культуре ивановской «глубинки». Я много езжу по Ивановской области, встречаюсь с населением. Нет такого района, где бы жители не обращались с просьбой отремонтировать учреждение культуры. Действительно, многие сельские и поселковые клубы находятся в бедственном положении. Это, пожалуй, одна из принципиальных проблем в социальном благополучии селян.

Совместно с депутатами мы наметили в Правительстве программу действий и выделили средства на ремонт 16 домов культуры, а также средства для приобретения музыкального оборудования для поселковых клубов. Будем продолжать эту работу.

***

Не буду оригинальным, если скажу, что экономика –хребет жизнедеятельности региона, основа доходов населения и бюджета Ивановской области.

Сегодня многие эксперты говорят, что российская экономика находится не в самом лучшем состоянии, прогнозируется сохранение стагнации и в 2014 году. И несмотря на то, что 2013 год был в целом неплохим и по объему промышленного производства, и по динамике заработной платы, и по уровню занятости, общеэкономическая ситуация в стране не могла не отразиться на региональной экономике, под удар попал целый ряд крупных предприятий «Кранэкс», «Тепличный», «Бройлер», достаточно напряженная ситуация в текстиле и машиностроении.

Сейчас я много езжу в муниципалитеты и лично знакомлюсь с особенностями работы предприятий. Должен сказать, что сегодня постепенно формируется новый уровень менеджмента, руководители многих предприятий достаточно оперативно и адекватно реагируют на возникающие колебания экономической конъюнктуры, разрабатывают программы оптимизации и успешно их реализуют. При этом речь идет не только о каких-то точечных мероприятиях, а о серьезных долгосрочных инвестиционных программах по модернизации производства, обновлению машинного парка, внедрению новых технологий. Особенно импонирует стремление некоторых предприятий на организацию работы по полному производственному циклу, от сырья до конечного продукта, готового к непосредственному употреблению. А это совсем другая добавленная стоимость, это другой, более высокий уровень конкуренции! Формированию таких отраслевых миникластеров следует уделять особое внимание!

Вообще, существуют разные мнения в отношении экономических перспектив развития нашего региона, но роль промышленности, с учетом культуры труда, традиций, инфраструктуры, всегда будет иметь особое значение. Поэтому развитие промышленного производства – стратегическое направление в деятельности регионального правительства и экономической политики региона.

Вместе с тем, абсолютно очевидно, что в новой конкурентной среде развитие промышленности по «старым» правилам невозможно. Нужно прибегать к использованию современных институтов развития, менять подходы. Например, одним из таких рычагов воздействия на экономическую активность должны стать индустриальные парки.

Эта форма организации производства для инвесторов, особенно малого бизнеса, оказалась достаточно удобной. И статистика подтверждает, что интерес предпринимателей к индустриальным паркам с каждым годом только усиливается, число резидентов и соответственно рабочих мест перманентно растет.

Однако в отношении того, как происходит развитие индустриальных парков в нашей области, я пока удовлетворен не полностью. Наиболее осознанно мы участвуем в жизни ИП «Родники». Остальные парки «Кинешма» и «Иваново-Вознесенск» двигаются как-то сами по себе. Ставлю задачу перед профильным департаментом систематизировать эту работу.

Не исключаю, что еще один индустриальный парк может появиться в Вичуге-Вичугском районе. Он будет специализироваться на развитии технического текстиля и материалов из химических волокон. Якорным резидентом здесь станет Комбинат синтетического волокна – крупнейший инвестиционный проект Ивановской области, он же стартер текстильно-промышленного кластера в том виде, который может вывести главнейшую отрасль нашего региона на качественно иной уровень развития.

Должны быть пересмотрены темпы развития таких инвестиционных площадок, степень их бюджетной поддержки. Тем более что деньги эти будут возвратные – через межбюджетные трансферты от дополнительных  федеральных налогов с резидентов парков. Эту работу необходимо начать незамедлительно!

Помимо текстиля перспективным можно считать развитие переработки продукции сельского хозяйства – пищевой промышленности, быстро в регионе развивается также индустрия строительных материалов.

Определенные возможности для нашей промышленности открывает государственная политика в сфере ВПК. У нас достаточно предприятий, работавших или работающих по сей день в этом сегменте. С учетом наметившихся перспектив развития этой отрасли на ближайшее десятилетие, сейчас самое время наладить тесное взаимодействие с Минпромторгом и Минобороны России по этому вопросу, особенно в части машиностроения!

Определенные шансы открываются перед нами в связи с возвращением интереса у федерального центра к поддержке моногородов. Мы должны с пристрастием отнестись к этому вопросу, добиваться поддержки федерации, освежить комплексные инвестиционные планы по развитию этих территорий, акценты на обновление социальной инфраструктуры и привлечение новых предприятий для диверсификации производства, создания новых рабочих мест. Эти территории могут стать снова точками экономического роста!

Сегодня есть все признаки стагнирующей экономики, и я не испытываю иллюзий по этому поводу. Вместе с тем работу по привлечению инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата приостанавливать, ссылаясь на внешнюю конъюнктуру, я не позволю!

В целом в регионе по обеспечению благоприятного инвестиционного климата достаточно много чего сделано – у нас создана неплохая нормативно-правовая база, существует целый ряд льгот и преференций, есть инвестиционная декларация, завершается работа по внедрению инвестиционного стандарта… И формально возможности по улучшению инвестклимата исчерпаны. По факту же они безграничны и заключаются в переводе работы с количественной составляющей в качественную. Необходимо немедленно повернуться к инвестору лицом, а не просто декларировать это! Каждый из уже заявленных инструментов должен начать действительно работать. Например, инвестиционные площадки, размещенные на портале, должны быть актуальными; должен быть не план земельного участка, а полноценная топосъемка… И Инвестсовет проекты проходят не для того, чтобы их руководитель за правительственной трибуной постоял и потом связал себя соглашением об уровне заработной платы и объемах инвестиций, а для получения реальной помощи на всех этапах реализации проекта, где-то даже в ручном режиме. А сегодня зачастую происходит так, что инвесторы планируют к реализации проекты, или уже их реализуют, или даже реализовали, а профильные органы власти как региональные, так и муниципальные об этом ничего не знают.

Инвесторов сегодня интересуют дешевые и длинные деньги, доступные кредиты, но и это не самое определяющее. Деньги для инвестиций как-то находятся. Здесь скорее важна информация и долгосрочная гарантия их приложения. Не льготы, а гарантии – политические, по трудовым ресурсам, по инфраструктуре. Сегодня важно провести полный анализ ресурсов, инфраструктуры, мы должны определить перечень приоритетов в экономике, площадки, ответственных лиц. В московском представительстве и торгпредствах России в зарубежных государствах должна быть самая актуальная информация о наших возможностях, на разных языках. И работа в этом направлении должна носить системный характер!

Особенно хочу сказать о малом бизнесе. Как показывает опыт индустриальных стран – за ним будущее. И как бы тяжело нам не было в бюджетном плане, необходимо изыскивать резервы по снижению налоговой нагрузки, ускорению юридических процедур и технического обеспечения его деятельности. Важнейшая задача Комплекса экономического развития, муниципальных руководителей, энергетиков.

Затронул вопрос трудовых ресурсов. С этой проблемой сталкиваемся практически ежедневно. Сегодня ситуация уже не такая, как некоторое время назад. Безработица достигла минимального за 20 летний период уровня и мы наблюдаем уже противоположную проблему – нехватку кадров. Многие крупные инвесторы сдерживают свои инвестиционные программы как раз из-за этого, и в городах области, и тем более в районах.
И если мы хотим инвестиций в регион, мы должны озадачиться решением этого вопроса.

Успешное развитие экономики в условиях жесткой конкуренции гарантировано лишь при повышении производительности труда, модернизации производства, внедрении новых технологий, инноваций.

Мы всегда гордимся нашим научно-образовательным потенциалом, количеством ВУЗов, студентов, научных разработок и даже патентов. По этим позициям регион исторически в числе лидеров по стране, а по уровню изобретательской активности регион уступает только Москве. Но, к сожалению, этот потенциал пока так и остается потенциалом.

В этой связи очень важно выработать действенную систему мер по поддержке прикладных исследований, особенно по приоритетным отраслям, в т.ч. за счет привлечения под эти цели средств федерального бюджета. И создания платформы, где эти идеи могут воплощаться в тестовые образцы и выпускаться опытные партии, может это будет бизнес-инкубатор или технопарк. Делаем вектор на инновационное развитие экономики, на технологический прорыв!

***

А вообще, инновации, способные привнести новое дыхание в экономику области, да и в целом освежить облик региона, приходят, когда есть агенты, которым они нужны, и которые готовы их проводить! Это энтузиасты своего дела, «живые» люди с их идеями и стремлениями, только они могут это сделать, в противном случае мы ограничимся лишь введением формальных процедур, рождением мертвых проектов… По большому счету, наша принципиальная задача – не развитие индустриального производства и материальных ресурсов, не введение в эксплуатацию каких-то тысяч квадратных метров, а удержание креативного класса, создание соответствующих условий!

Ивановская область по меркам Москвы – провинциальный регион. И чтобы поднять планку, сделать жизнь и работу в регионе привлекательной, чтобы людей сплотить вокруг интересных идей и общей цели, отвлекающих от повседневной рутины, нам нужны крупные амбициозные проекты, проекты федерального или даже международного уровня, которые вызывают гордость, побуждают к соучастию. Один из таких проектов – кинофестиваль имени Андрея Тарковского. В этом году мы также планируем организовать по всей области серию ярмарок и других мероприятий, связанных с народно-художественными промыслами и ремеслами, несущими черты традиционной культуры нашего народа.

И есть хорошая идея провести в регионе в 2021 году Международный молодежный фестиваль, уровня Универсиады в Казани, нацеленный на выявление молодых талантов, лидеров и инноваторов.

У нас много молодых ребят, но далеко не все верят в перспективность региона, в будущее нашей малой родины, уезжают. Мы должны в корне поменять ситуацию!
Наш регион должен быть привлекательным для молодежи, чтобы все, кто здесь учились, потом здесь и оставались. И вопрос уже даже не столько в рабочих местах, они есть, и с неплохой, на самом деле, заработной платой. Если говорить молодежным языком, то дело в драйве, который должен чувствоваться в жизни региона.

Нужно понимать, что помимо всего прочего Международный молодежный фестиваль за счет вливания средств федерального бюджета и внебюджетных источников должен дать ощутимый толчок для развития области.

В частности, в проекте существенное обновление транспортной инфраструктуры региона. Это и дороги другого качества по трассам на Владимир и на Ярославль, и скоростное железнодорожное движение от Иванова до Москвы, и обновление городского транспорта в Иванове (с проектом экологически чистого скоростного транспорта типа «монорельс»). Многое можем сделать для благоустройства областного центра к его 150-летнему юбилею. Открыть современные площадки для работы, творчества и досуга молодёжи. Предлагается разместить часть фестивальных объектов в зданиях исторических фабрик, что придаст вторую жизнь памятникам архитектуры. Одновременно построить фестивальную деревню как современный межвузовский кампус. И многое, многое другое.

В рамках подготовки к фестивалю заявлены очень смелые проекты. Кому-то, наверное, может показаться, что для нашего региона этот проект «не по зубам». Но у нас есть успешный опыт проведения мероприятий международного уровня, а потом, и это главное, именно решение подобных амбициозных задач может вывести регион на новый уровень развития!

Проектом Международного молодёжного фестиваля откроется еще одна перспектива – формирование международного образовательного кластера в Ивановской области. Имея самую современную инфраструктуру и при этом более низкую стоимость жизни, Ивановская область сможет конкурировать со столицами за российских и иностранных студентов. Таким образом, образование должно стать важнейшим стратегическим направлением развития региона.

Концепция фестиваля готова, она просчитана, уже проходила обсуждение на экспертном совете при Правительстве Ивановской области. Я готов сделать по этой теме специальный доклад на совместном заседании Ивановской областной Думы и Общественной Палаты Ивановской области. Считаю, что область должна выступить с инициативой проведения фестиваля и принять соответствующее обращение к Президенту Российской Федерации.

***

Наша важнейшая цель – создание условий для комфортного проживания людей в области, а это невозможно без совершенствования инфраструктуры.

В принципе, сегодня мы двигаемся вперед в развитии дорожного хозяйства. Уже два года работает дорожный фонд, финансирование которого за пару лет достигло почти 2,5 млрд.рублей. В этом году сформированы муниципальные дорожные фонды. Но, несмотря на то, что часто слышу о значительно лучшем состоянии наших дорог, чем в соседних регионах, успокаиваться нам еще рано. Попутчиками в этом деле должны стать своевременность проведения дорожных работ в отрасли – неважно, ямочный ремонт ли это, очистка дорог от снега или нанесение разметки, ну и, конечно, качество дорожного покрытия.

Кроме того, мы уже не можем позволить себе ограничиваться ремонтами исключительно центральных дорог. Настало время размораживать вопросы, которые не решались годами! Например, с этого года мы запускаем работы по строительству дороги Жажлево-Ильинское – дорогой проект, но это единственный способ обеспечить людям, живущим на той стороне Волги, круглогодичное сообщение с «большой землей».
При тесном взаимодействии с Минтрансом России и Росавтодором будем добиваться положительного решения по вопросу завершения строительства Восточного обхода, чтобы транзитный транспорт не «душил» областной центр и не разбивал его улично-дорожную сеть.

Кроме того, мы должны очень оперативно реагировать на возрастающий трафик на тех или иных участках дорог, принимать эффективные, под час, смелые решения. Например, считаю вполне возможным строительство путепровода у транспортного кольца автовокзала, являющегося в настоящий момент одним из самых аварийных участков в Иваново, или подземного перехода на пересечении улиц К.Маркса и Станционной.

Несмотря на то, что в 2013 году общее количество ДТП на дорогах снизилось на 12% по сравнению с 2012 годом, а количество погибших в них - на треть, ситуацию с аварийностью в регионе считаю абсолютно неудовлетворительной. По моему поручению Комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения выработан комплекс мер по исправлению ситуации. Выполнение этих решений должно жестко контролироваться и в самое короткое время должна быть принята программа по повышению безопасности дорожного движения в Ивановской области. Люди не должны бояться передвигаться на транспорте, люди не должны бояться передвигаться пешком!

Еще один острый вопрос – сегодня не налажена должным образом работа общественного транспорта, ни городского, ни межмуниципального. Я понимаю, что федеральный законодатель серьезно нас ограничил в маневре по этому вопросу. Но это не повод, чтобы люди не могли добраться во время или даже в принципе до работы, до больницы, в гости. Ситуацию нужно менять!

Накануне я встречался с Министром транспорта, и он серьезно заинтересовался нашим проектом по запуску по железнодорожному маршруту Иваново-Москва-Иваново так называемого рельсового автобуса. Время следования в пути при реализации проекта сократится до 4-4,5 часов и предоставит пассажирам, которые в рабочих, туристических или иных целях пожелают посетить столицу, комфортабельные условия.

Перейду к вопросам жилищно-коммунального хозяйства. ЖКХ – огромная отрасль, она касается каждого жителя нашего региона. Сегодня мы всё более активно занимаемся вопросами повышения ее эффективности. В первую очередь, за счет внедрения новых технологий и привлечения инвестиций в отрасль на принципах ГЧП, ликвидации потерь в сетях, минимизации аварийных ситуаций, повышения КПД сжигаемого топлива. И эффект сегодня мы видим от этого как никогда – субсидии в 2014 году на компенсацию потерь вследствие разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения существенно сократились, а тариф для населения увеличился на минимальное за двадцать лет значение. Работу необходимо продолжать: уверенно, вдумчиво, разбирая каждый конкретный случай индивидуально, ведь в ЖКХ нет единого решения для всего региона, у каждого муниципалитета своя специфика. Где-то отказ от центральных котельных и переход на индивидуальное газовое отопление, где-то замена морально и физически устаревших котельных на газовые, а где-то, не исключаю, будем переходить на местные виды топлива – древесные отходы, биомассу, торф. Пока газ есть не везде.

Нельзя исключать человеческий фактор, культуру потребления, это тоже большая проблема ЖКХ, которую необходимо брать в расчет. Потребитель должен осознать свою ответственность за выбор эффективной управляющей компании. Нужно уходить от принципа безальтернативности и развивать на этом рынке реальную конкуренцию!

Большую остроту в последнее время приобрел вопрос обращения твердых бытовых отходов. Проблема застарелая, полигоны изношены, порядок, определенный федеральным законодательством, не способен ни привлечь инвестиции в отрасль, ни упорядочить взаимоотношения предприятий, специализирующихся на вывозе и утилизации ТБО, с населением.

Сегодня регион активно взаимодействует с федеральным центром, через проект «Экология России», в т.ч. по привлечению инвестиций в отрасль. Вместе с тем, к приходу инвесторов мы пока не готовы, необходима разработка территориальной схемы обращения с бытовыми отходами и схем санитарной очистки муниципалитетов. Все локальные решения должны приниматься не по ситуации (как это было в пос.Широково Фурмановского района или в Тарасихе Кинешемского района), а через призму этих стратегических документов. Ставлю задачу подготовить территориальную схему к лету! И на ее основе уже будем производить корректировку соответствующей долгосрочной инвестиционной программы, принимать решение о строительстве мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих заводов.

Говоря об инфраструктуре жизнедеятельности в целом, отдельно бы хотел затронуть вопрос создания условий для жизни селян. Мои поездки в муниципалитеты показали, что, по большому счету, их волнует три проблемы: дороги, газ и вода. Все эти вопросы будем решать! С дорогами определились: эту работу мы должны вести последовательно, не ограничиваясь лоском на центральных улицах, а постепенно, добираясь до каждого уголка, до каждого жителя! Если говорить о перспективах газификации, первый из негазифицированных районов планируется подключить Юрьевецкий. Очередной толчок в газификации сельских территорий должна дать реконструкция газораспределительных станций в Кинешме, Родниках, Шуе, Фурманове. Сложнее с водоснабжением. Почти в каждом поселении ее либо нет, либо подаваемая вода очень плохого качества. Нужно в кратчайшие сроки провести полную ревизию бедствия и усиливать программу по устойчивому развитию сельских территорий! Сейчас в Правительстве Российской Федерации рассматривают вопрос облегчения участия регионов в софинансировании таких проектов. Поэтому это вполне реалистично.

Затрагивая тему села, не могу не остановиться на сельском хозяйстве, которое помимо экономической несет и социальную функцию. Если не учитывать периодические отклонения, связанные с неблагоприятными погодными условиями, в целом эта отрасль пусть не быстро, но достаточно устойчиво развивается. Появляются новые фермы, развивается молочное животноводство, все более отчетливо проявляется мясное.

Создаются новые рабочие места. И если раньше очень остро стоял вопрос с вовлечением в сельхозоборот земель, то теперь в передовых районах появилась другая проблема – их нехватка. В ближайшие два года в земельной сфере мы должны навести полный порядок, провести ревизию, оформить невостребованные земельные доли.

***

Несколько слов о государственном управлении, повышении его эффективности.

Бюджетная политика в регионе сохраняет свою социальную направленность, все социальные обязательства, в том числе поставленные в «майских указах» Президента России, выполняются и будут выполняться.
При этом модель постоянного роста бюджетных расходов, основанная на высоких темпах экономического развития, исчерпала свои возможности. В этой связи наша кратко- и среднесрочная задача в бюджетной политике – сохранение сбалансированности бюджетной системы, а в долгосрочном контексте – обеспечение его устойчивости, в т.ч. через снижение долговой нагрузки. Инструменты для этого – повышение эффективности управления государственными финансами, увязка стратегического и бюджетного планирования через государственные программы, выделение приоритетов и концентрация финансовых ресурсов на их реализации, а не «от достигнутого», как часто это происходит сейчас.

В этой связи центральным звеном в государственном управлении должна стать Стратегия социально-экономического развития Ивановской области. Сегодня ведется работа по ее корректировке. Она должна быть качественно подготовлена, буквально выстрадана региональным сообществом: важно понять, что ждет бизнес, какие ожидания у людей, куда собственно мы должны двигаться. И решать это должна не узкая группа лиц, а, что называется, всем миром. Халтуры я не потерплю! А в основу корректируемой стратегии должны лечь два центральных посыла - улучшение социального самочувствия и комфортности проживания наших граждан в Ивановской области!

При этом важно не только качественно подготовить Стратегию, но и заставить ее заработать. И тут должен применяться принцип «сварки» текущей деятельности правительства с задачами, стоящими в Стратегии.
Поэтому впредь предлагаю годовой отчет Губернатора о деятельности правительства проводить не по принципу «было-стало», а в формате приближения к тем перспективам, тем стратегическим задачам, которые сегодня перед нами ставит общество и которые должны лечь в основу обновляемого документа!

Принципиальной задачей является внедрение в управление принципа «быстрого государства», суть которого заключается в ликвидации очередей при получении государственных и муниципальных услуг, записи на прием к врачу, в снижении административных барьеров для бизнеса и т.п., в первую очередь, за счет активной информатизации.

Любые большие задачи реализуемы лишь тогда, когда они обеспечены соответствующими кадрами. Сегодня я должен констатировать некоторый застой в ротации кадров, в обновлении управленческого состава.

Речь и о региональном, и о муниципальном уровнях. Государственное управление – сверхответственная работа, от которой и косвенно, и напрямую зависят жизни людей. А поэтому и требования должны предъявляться соответствующие: 1) Это должны быть профессионалы с большой буквы. При этом необходимо соблюсти тонкий баланс между управленческим опытом и юношеским новаторством. 2) должны обладать умением работать в команде и корректно общаться с людьми, слышать их проблемы и чаяния. К сожалению, некоторые управленцы, несмотря на наличие деловых качеств, совершенно лишены этого свойства. Кстати, специально для этого запущен проект «приемная Губернатора» и в каждом муниципалитете на общественных началах работают мои доверенные лица, которые лично информируют меня об актуальных и тугорешающихся проблемах местного населения. 3) Ну и конечно, это должны быть порядочные люди. Вообще задача, которую мы перед собой сегодня ставим – сформировать в обществе принципиальную нетерпимость к коррупционному поведению и полному искоренению этого негативного явления, начиная с бытовой коррупции.

В принципе сегодня большинство государственного и муниципального топ-менеджмента соответствуют занимаемой должности. Косвенно об этом свидетельствует оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти, которую ежегодно проводят федеральные власти. Согласно ее итогам за отчетный период Ивановская область заняла 26 рейтинговую позицию среди субъектов Российской Федерации, для сравнения в 2011 году – это было 37 место. Вместе с тем есть и те, кто не отвечает вышеуказанным требованиям и не справляется с текущими обязанностями. И в такой красной зоне, по моим оценкам, находятся около 15% топ-менеджеров. Поэтому мы всегда должны иметь скамейку запасных, перспективных кадров, и обеспечить ровную, последовательную кадровую политику. Это должен быть понятный, небумажный кадровый резерв.

***

Отдельный, очень важный вопрос – степень зрелости гражданского общества в регионе. Сегодня мы наблюдаем очень низкий уровень доверия граждан не только к власти, но и взаимного доверия и ответственности в отношениях между друг другом, в социальных связках: врач-пациент, водитель-пешеход, государство-бизнес и т.д. Это разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе и создает существенные препятствия для нормального протекания социально-экономических процессов в регионе, для успешной реализации государственных реформ. Мы понимаем, что реформы, направленные на улучшение жизни граждан, не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а человек остается наедине со своими проблемами.

В этой связи наша общая задача - укрепление атмосферы социального оптимизма, взаимного доверия и уважения между людьми.

Нужна консолидация общества на основе общих идей и идеалов, созидающих духовно-нравственное, морально-политическое и культурное пространство региона, формирование патриотизма граждан. Большое значение приобретает работа по усилению консолидирующей роли семьи и повышению значения семейных ценностей. В этом направлении последнее время мы существенно продвинулись, но ослаблять внимание не следует.

Большое значение приобретают общественные организации, каждая из которых по кирпичику выкладывает фундамент морально здорового общества. Таких организаций в регионе сегодня более 1400 – профсоюзных, культурно-национальных, женских, молодежных, спортивных, ветеранских, волонтерских. Это наши прямые соратники в этом деле. Мы будем проводить осознанную политику по усилению финансовой поддержки наиболее активных социально ориентированных некоммерческих организаций.

***

Задач много, задачи сложные, возможности ограничены. Но об эффективности управления на местах или о качестве жизни населения не говорит наличие природных, исторических и иных ресурсов. Важно, насколько эффективно в регионе эти преимущества используются, или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет каких-то собственных уникальных инициатив. Большой потенциал я вижу в создании корпоративного духа, единой управленческой команды с умением работать оперативно, профессионально, не формально.

Мы с вами прекрасно должны понимать, что материальные блага, над созданием которых мы так усиленно последнее время работаем, - это не цель, а всего лишь средство. Поднимите глаза от своих отчетов и показателей и посмотре в глаза людям! Именно ответный взгляд земляков и станет мерилом оценки нашей работы Такие красивые картинки должны быть не на бумаге, а в душах наших земляков. От всех присутствующих здесь я буду требовать именно такой работы — служения людям!

Спасибо!

Отчет о результатах деятельности Правительства Ивановской области за 2013 год (131,95 Kb)  

Последнее редактирование: 04.07.2017 18:10

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: