В Москве открылась выставка «Палех – достояние России»
75NUMG32

В Москве открылась выставка «Палех – достояние России»

В столице, в Центральном Доме художника на Крымском валу открылась экспозиция, представляющая общественности искусство Палеха. Посвящена она 90-летию Палехской лаковой миниатюры и является завершающей в рамках Года культуры в России. «Шестьдесят лет Палех не был представлен столь широко на отечественной сцене. Еще год назад мы дискутировали по поводу того, насколько сегодня обосновано внимание к Палехскому искусству. Я очень рад, что мнение оказалось единым: подобная выставка необходима и для Иванова, и для Палеха, и для России. Здесь мы впервые увидели Палех так, как не видели его никогда. Сегодня мы заглянули в Палех 18 века и посмотрели, что его ждет впереди» - отметил губернатор Ивановской области Павел Коньков, давая старт открытию большого выставочного проекта. Хронологически экспозиция охватывает период от середины XVIII столетия до наших дней. Если же говорить об именах, то это несколько поколений художников, классиков палехского искусства – от родоначальников Артели древней живописи до заглавных мастеров второй половины ХХ – начала XXI века, среди которых заслуженные и народные художники СССР и России. Доминанты выставки – редчайшие произведения основателей Артели древней живописи И. Голикова, И. Зубкова, А. Котухина, И. Маркичева, И. Вакурова, И. Баканова, А. Дыдыкина, Н. Зиновьева и их учеников. Представлены работы лучших художников, обладающих яркой творческой индивидуальностью, – уже  ушедших из жизни А. Котухиной, Т. Зубковой, В. Ходова, А. Куркина, Н. Голикова, А. Кочупалова, А. Клипова, а также ныне работающих в Палехе Б. и К. Кукулиевых, В. Морокина, И. Ливановой, Е. Щаницыной, В. Смирнова, Н. Лопатина и многих других. Выставка демонстрирует широкий тематический диапазон: щедро представлены агитационные лаки, отражающие революционные и актуальные события советской истории, сказочные и литературные сюжеты, идеализированные образы русской деревни и крестьянского труда, традиционные палехские сюжеты - «охота», «битва», «тройка», «гулянка», «жар-птица». Значительное число работ выставляется впервые, в том числе это первая публичная презентация превосходного собрания палехских лаков из запасников Центрального дома художника. Задачи выставочного проекта – не просто вызвать чувство восхищения эталонными работами ведущих палехских мастеров. Прежде всего, это попытка возродить исторический и художественный статус Палеха как объекта особой гордости России, ее национального достояния; включить палехское искусство в российскую и международную систему культурной коммуникации. Новый выставочный проект уникален еще и составом экспонентов. В рамках одного выставочного пространства объединились государственные музеи и частные коллекционеры. В числе первых -  Государственный музей палехского искусства,  Ивановский областной художественный музей, Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина, Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Работы из своих коллекций представили известные собиратели Александр Добровинский, Кирилл Игнатьев. Также в числе участников - Международная конфедерация Союза художников Российской Федерации, ВТОО «Союз художников России» и его Палехское отделение, Объединение «Художники Палеха», иконописная мастерская «Палехский иконостас», художественное училище имени М. Горького и детская художественная студия «Начало» ИОХМ.Большая ретроспективная экспозиция состоит из более чем 800 произведений. Представлены шкатулки, ларцы, портреты, пластины, предметы бытового дизайна, иконы палехского письма, монументальные панно, уникальная мебель, роспись по фарфору, оригиналы книжных иллюстраций и книжные фолианты, эскизы театральных костюмов и декораций. Организаторами проекта являются правительство Ивановской области, благотворительный фонд «Гордость Отечества», департамент культуры и культурного наследия Ивановской области. Финансовую поддержку оказали Министерство культуры Российской Федерации, благотворительный фонд «Губернаторский фонд целевых программ», благотворительный фонд «Гордость Отечества». Куратор выставки - Наталья Рыжикова. Экспозиция с самого первого выставочного дня вызвала неподдельный интерес ценителей искусства. На открытие выставки прибыли первый замминистра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов, глава Центризбиркома Владимир Чуров, известный адвокат и коллекционер Александр Добровинский, руководители исполнительной и законодательной власти Ивановской области. Телеграмму в адрес организаторов и участников выставки прислал министр культуры РФ Владимир Мединский. «Искусство Палеха является национальной гордостью России одним из символов русской культуры», - сказано в ней. Министр также пожелал здоровья и дальнейших творческих успехов всем палехским мастерам и выразил благодарность губернатору Ивановской области Павлу Конькову, поддержавшему выставочный проект, правительству региона, областной думе, коллекционерам и мастерам. Добавим, что в рамках открытия экспозиции «Палех – достояние России» была высказана идея об издании большого альбома, посвященного искусству Палеха. Также Павел Коньков предложил через два года организовать аналогичный выставочный проект в Санкт-Петербурге. «Хотелось бы, чтобы подобные выставки, на которых Палех представлен от истоков до перспективы, стали традиционными», - добавил он.  Для справки:Лаковая миниатюра Палеха – уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью.История палехского искусства уходит в XVII век – уже тогда по Руси шла слава о местных  иконописцах. За три столетия здесь развился особый стиль, вобравший не только древнерусскую традицию, но и достижения старых европейских мастеров. Эту вековую культуру, передаваемую из поколения в поколение, Палех донес до смутного времени революционных потрясений и гражданской войны.Гениальная идея росписи черно-лаковых предметов из папье-маше на основе иконописной традиции принадлежала палехскому художнику Ивану Голикову. В декабре 1924 года бывшие иконописцы организовали Артель древней живописи. Эта дата стала точкой отсчета истории Нового Палеха – палехской лаковой миниатюры – искусства, успешно спроектированного культурно-политической элитой СССР как экспортный вариант тандема пролетарской идеологии и исконной экзотики в стиле a la russe.Новое искусство Палеха унаследовало стилистические традиции иконописной культуры – условность изображения, гибкость и плавность линий, своеобразные формы архитектуры, пейзажа, орнамента, а также технические приемы – темперные краски, использование золота, техники плавей. В условиях советской реальности реанимация упраздненного революцией иконного стиля стала явлением парадоксального порядка. Со временем палехские лаки стали триумфально известны и любимы во всем мире.Технология изготовления полуфабриката из папье-маше была заимствована у мастеров федоскинской миниатюры. Однако Палех всегда отличался от других лаковых центров отсутствием тиражирования и копирования: художники изначально противопоставили промышленному потоку сувениров уникальные авторские вещи, создав узнаваемый – утонченный и драгоценный – палехский стиль, индивидуальный в творчестве каждого из его представителей.